Но эта история продолжается и сегодня, причем весьма бурно. И, может быть, последние десятилетия являются одними из наиболее ярких и наиболее радостных во всей армянской истории. В ней открыта новая страница — возникло то, что сегодня уже можно назвать особой Ереванской цивилизацией армян. Она не имеет аналогов в истории и удивительно своеобычна и неповторима. Если мы хотим увидеть, как сегодня складывается культура, возникает новый исторический слой – стоит посмотреть на современный Ереван.
Задача нашей книги — прежде всего, зафиксировать исторический факт, потому что до сих пор никому не приходило в голову сказать: он есть! В древней армянской истории было несколько столиц — с тех пор прошли столетия, но такой — не было никогда. Этот город возник внезапно, стихийно, как бы вдруг – и принес с собой новую традицию, абсолютно новый, свежий взгляд на мир. Это новая эпоха армянской истории.
Ереванская цивилизация возникла на пепелище. В ее основании — геноцид армян. Она возникла как воплощение страстного желания жить. Она вобрала в себя все стремление людей к свету, радости, свободе. Это была их победа над смертью. Это было чистое творчество сотен тысяч людей, создававших много-много большее, чем у них хотели отнять.
Нашим русским современникам, привыкшим к Еревану последних советских лет, казалось, что такой Ереван существовал всегда. Да что там, многим современным ереванцам кажется то же самое. Трудно свыкнуться с мыслью, что все произошло как взрыв, почти молниеносно, и тут же приняло такой вид, будто за этой цивилизацией стоят века спокойного, беспечного процветания. Большинство армян еще не успело осознать, что произошло.
Мы хотим, чтобы Ереван осознал себя. Понял, что он такое есть.
За трудные послесоветские годы с их нищетой, холодом, отсутствием света, войной, бесконечными проблемами Ереван, казалось, потерял свой голос, замкнулся в себе и начал забывать себя. Мы хотим напомнить ему самого себя…
Его эпоха только начинается.
Наша тема — это история целого огромного города на протяжении нескольких десятилетий, причем история не формальная, зафиксированная в справочниках и монографиях, а история складывания уникальной неповторимой социальной среды. Следовательно, это огромное множество исторических событий, перепроверить которые весьма трудно. Но наша цель — это не изложение сухих исторически фактов, а воссоздание той мифологии, которая окружала формирование Еревана и заменяла пустующее место идеологии создания Еревана как центра собирания армян, разбросанных по белому свету.
Поэтому мы не претендуем на то, что в нашем повествовании нет мелких исторических ошибок – они наверняка есть. Мы претендуем на то, что излагаем историю формирования Еревана, как она сохранилась (пока еще, ибо события последних лет грозят захлестнуть старых воспоминания) в памяти не специалистов-историков, а рядовых ереванцев.
Если хотите, это миф о Ереване, но этот миф представляет собой нечто большее, чем те образы, которые запечатлелись в сознании авторов работы: по молодости своей они и не были свидетелями всех событий, о которых здесь рассказывается.
Это миф, который остался в памяти ереванцев в целом, действующая легенда города.
Ереван — город, привыкший к тому, что соотечественники за пределами Армении редко говорят о нем. Пишут ли армяне об истории или о культуре, о знаменитых армянах или о геноциде армян, столица Армении порой не упоминается даже вскользь… Можно посетовать на недавние печальные времена, вновь раскидавшие армян по всему свету, да только, как ни странно, не сейчас это началось: даже в 70-х, в пору расцвета прекрасного города, за рубежом его жизнь глухо замалчивали. Не говорили о нем и армяне, проживавшие внутри СССР, но вне Армении. Да и сам Ереван 60-80-ых не преуспел в осмыслении себя как явления: ереванцы пели прекрасные песни о родном городе, но почти не писали о нем книг, мало снимали фильмов…
Когда мы читаем то или иное изложение истории Армении, и из раза в раз видим, как рассказ заканчивается или геноцидом армян, или 1920-м годом, когда за бортом остаются прекрасные годы расцвета нации. Мы видели новую историю, прекрасную историю, и должны рассказать о ней!
Мы позволяем себе в этой книге определенную интерпретацию событий, но она тоже имеет свою подоплеку — это интерпретация, которую склонны давать большинство рефлектирующих ереванцев. Однако определенную долю субъективности мы должны признать.
В этой книге собрано три серии очерков. Первая серия объединена темой истории и мифологии Еревана. Вторая — раскрывает образ событий последних лет в сознании ереванцев. Образ мира, образ соседей Армении, но, прежде всего — образ России.
Наконец, третья серия очерков — о роли мифологических образов в геополитических проблемах современной Армении. Разные темы предопределили разный стиль и язык этих очерков. Но, надеемся, читатель найдет интересное для себя.
История формирования Еревана сопровождается этнологическими комментариями. Они показались нам необходимыми, поскольку наши очерки представляют не только культурный, но и научный интерес. Мы фиксировали процесс становления традиции, что является большой редкостью для этнологии.
Давайте на минуту встанем над временем. Мы достаточно много общаемся сегодня с далекими прежде от нас народами, становясь так или иначе живыми участниками взаимодействия культур. В этом взаимодействии есть одна надежда: иметь достаточно мудрости, чтобы не поставить себя не ниже и не выше других. Чтобы, сохраняя своеобразие своей культуры, дарить ее друзьям.
Просто — дружить, то есть — иметь свое достоинство. Примерно так понимали это в Ереване. Об этом мы и попытаемся рассказать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий