Найдите нас на фейсбуке

вторник, 18 апреля 2017 г.

Заметки начинающего альпиниста

Восхождение на вершину горы, как это бывает…

В молодости обычно нам хочется большего, чем мы можем это сделать без жизненного опыта. Мы готовы рисковать и не думать о страхах. Когда мы старше, испытания делают нас сознательно увереннее и мудрее, а пока мы молоды - сильнее и самодовольнее.

Альпинист ищет острых ощущений - тихая, размеренная жизнь, казалось бы, не подходит обычно для пылкой натуры. Происходит ли это с каждым из нас? Узнайте, пожалуйста, об этом, лично от нашего бесстрашного, лихого и романтичного героя,  Артёма Хачатурянца. Он готовился к восхождению на вершину горы тщательно и очень ответственно: он осуществил свою мечту.

На Арагац меня вёл Тигран Симонян – опытный альпинист и совладелец специализированной туристической компании «Натур» (“Natour”), которая состоит из еще трех энтузиастов и профессионалов своего дела – Вартана, Сурена и Ованеса.

Попозже я надеюсь посетить их турбюро в Ереване и рассказать о них подробнее. Они этого вполне заслуживают.

Ребята – альпинисты и туристы-экстремалы. Молодые парни, до 40 лет (насчет Ованеса не уверен, но это не важно в данном контексте). Они постоянно занимаются альпинизмом, восходили помногу раз на Арагац, на Арарат, на Казбек, на Эльбрус, на Монблан, и на другие горы. Как видите, география довольно-таки широкая.
Сурен недавно поднялся на не самую высокую, но самую технически сложную и опасную в Европе гору. К сожалению, я забыл ее название, кажется Маттерхорн. Она находится в Швейцарии и ее высота 4400 м (примерно). Опасность состоит в очень тяжелом, практически отвесном подъеме по крутым и острым скалам. Тигран сказал мне, что на этой горе погибает каждый третий альпинист. Жесть! Сурен поднялся на нее. Узнаю характер – мятежную, бунтарскую, мятущуюся, беспокойную душу. Как мне это знакомо!

Мне этих ребят порекомендовали родные в Ереване. Уже на стадии подготовки к поездке, за несколько месяцев до нее, я понял, что это ребята серьезные и – самое главное – надежные и ответственные. Держат слово, не обещают того, чего не могут сделать, помогают всесторонне подготовиться. Молодцы.

Тигран встретил меня в аэропорту и на следующий день наша веселая компания – я, моя сестричка Анжела, ее мама Гоар, и Тигран, выдвинулись из Еревана в направлении деревни Арагац, находящейся от Еревана примерно в часе езды на машине. Эта приятная, милая деревенька находится на высоте примерно 1700 м над уровнем моря, и примерно в 20 км к востоку от горы Арагац.

По дороге мы заехали в живописный уголок – памятник армянскому алфавиту. Да-да, именно так. Не знаю, есть ли еще в какой-либо стране памятник алфавиту. Армяне очень любят и свою страну, и свой язык, и они построили такой памятник. Он состоит из фигур-скульптур каждой буквы (а их в армянском алфавите, прямо скажем, немало – аж все 39!), а также скульптур Месропа Маштоца (создателя армянского алфавита) и других деятелей. В том числе, там увековечен Хачатур Абовян – человек, среди прочего поднявший армянский язык на качественно новую высоту. Этакий армянский Пушкин.

По дороге, с какого-то этапа, мы начинаем видеть горы. Это чудесное, завораживающее зрелище! Одна из самых примечательных гор – гора Ара, названная так по имени одного из армянских героев. Когда смотришь на нее сбоку, ее рельеф напоминает спящего воина-героя. Четко виден, например, как бы нос. Немного воображения – и вот перед вами спящий воин-великан. Здорово!

И вот мы добрались до деревушки Арагац. Симпатичное место, и очень симпатичный отель. А главное – люди. Вы знаете, меня очаровывают и в хорошем смысле этого слова поражают люди. Нет, наверное, есть и плохие. Конечно же есть. Как и везде. Но я пока (тьфу-тьфу-тьфу) таких не видел. Ни для кого не секрет, что Армения сейчас – довольно бедная страна и люди в ней, в основной массе своей, очень скромно и зачастую плохо живут. Но они живут с достоинством. С улыбкой. С приветливым отношением к окружающим. С желанием и готовностью помочь. Молодцы.

Мы немного погуляли по окрестностям. В дороге небольшой град сменился небольшим дождем, потом солнечной погодой, потом снова небольшим дождем, и потом снова градом. Но все это было очень приятно! В деревушке есть две очень симпатичные церкви. Стоит посмотреть. А на далеком фоне – горы, горы, горы. Красота!

И вот, наконец, наступил этот день – 9 апреля 2017 года, день нашего восхождения на Арагац. Забегая вперед, сразу скажу, что не все пошло по задуманному, но в целом нашу программу мы выполнили и я считаю, что день был очень хорошим и в чем-то даже лучше, чем предполагался.

Утром была неплохая погода, и мы уже понадеялись, что с погодой нам повезет и дальше. К сожалению, эти надежды не оправдались.
В гостинице нам приготовили персональный завтрак к 6:30 утра и около 7 утра мы двинулись в путь. Сначала мы доехали до Бюракана – маленького поселения, где находится обсерватория, там наблюдаются звезды и другие небесные тела. Бюракан находится на высоте 1700 – 1900 метров над уровнем моря. Кое-где там лежал снег, как и в нашей деревне Арагац. Там нас встретили Самвел и Татул – наши проводники с грузовичком советского периода и со снежным вездеходом «Буран». Мы загрузились и выдвинулись в путь. Сначала мы подняли Буран к месту, где снег был уже практически непрерывным, сгрузили его вниз, и продолжили на нем.

Постепенно становилось все холоднее и снежнее, а также туманнее. К сожалению, погода стала портиться, причем прямо на глазах.
Кстати сказать, катание на Буранах – это само по себе очень увлекательное занятие. Только надо уметь. Самвел умеет. Но мы все равно пару раз упали. Хорошо, что снег был достаточно мягкий.

На Буране мы добрались до высокогорного озера Карелич (в буквальном переводе – «Каменное озеро»). Оно находится выше Бюракана и всего в нескольких километрах от южной вершины Арагаца. Самого озера видно не было – оно замерзло, было покрыто снегом и сливалось с ландшафтом.
На этом озере, кстати сказать, находится научная станция «Арагац» Ереванского Физического Университета. Она же выполняет роль метеорологической станции. Мы заехали туда на обратном пути. Не мог же я пропустить визит к близким мне по духу людям – ученым-физикам!

Несмотря на непогоду, мывыдвинулись дальше. И через некоторое время заблудились. Туман был такой, чтоне было видно ничего. Только одно сплошное, одинаковое снежное поле. Плюс еще пошел еще более сильный снег. В какие-то моменты нам казалось, что вот-вот появится наконец-то долгожданное солнце, но, к сожалению, это была только иллюзия. У Самвела и Тиграна были местные мобильники и они могли подсоединяться к навигационной системе, но это слабо помогало.

В конце концов, мы дошли до точки 3500 метров, где собраны в штабеля камни, которые оставляют люди, дошедшие до этой точки. Так сказать, оставляют свою отметку, и эти отметки копятся со временем. Там мы сфотографировались с флагом. А потом, посовещавшись, мы приняли взвешенное решение начать спуск, как бы ни хотелось подниматься дальше. В сложившихся условиях, лучше было не рисковать. Как говорится – в другой раз. Тем более что в этих условиях вершина и вид с нее мало бы чем отличались от того, что мы наблюдали в тот момент.

Примерно на той же высоте и недалеко от первого места находится другое очень знаковое место, до которого мы тоже дошли. Там тоже есть две такие башни из камней, а также два металлических креста – один очень большой, а другой маленький, но стоит как бы над неким навесом, под которым находится небольшой колокол, а также ящик, открыв который, мы увидели Библию. Там же находится памятная дощечка в память о восхождении на Арагац специальной европейской миссии, приуроченном к 25-летию независимости Республики Армения. Это восхождение состоялось 4 сентября 2016 года.

Спуск был тоже нелегким, и мы с трудом нашли путь обратно. Как я написал выше, на обратном пути мы заглянули на огонек в научную станцию, где нас тепло приняли два человека, пожилой и молодой. Они инженеры, и на тот момент они только вдвоем находились на всей станции. Ну, все-таки воскресенье. Отдохнули, согрелись немного, пообщались, и поехали дальше.

А дальше было небольшое приключение. Это не считая пары падений с Бурана по пути. В этих краях есть замечательный, красивейший замок. Называется он Амберд. Мы хотели его посмотреть на следующий день, по пути в Ереван. Но выяснилось, что автомобильная дорога к нему закрыта из-за снегопада. И вот, Тигран предложил по пути обратно в Бюракан остановиться и дойти по прямой до Амберда на лыжах. Точнее, он на лыжах (он весь путь на Буране так и ехал – с веревкой и на лыжах позади Бурана), а я – на снегоступах. Но только мы начали этот путь, как выяснилось, что снег очень мягкий и очень глубокий. И вот, не прошел я и нескольких шагов, как провалился левой ногой на глубину выше колена, почти по пояс. А обратно вытащить ногу не могу – застряла в снегу из-за снегоступа. И ни туда, и ни сюда. Я давай руками разгребать снег, чтобы ногу высвободить, так дико замерзли руки. Короче, если бы не
Тигран, не знаю, когда и как я бы оттуда выбрался. Жесть. Естественно, после этого крюк в Амберд был отменен.

После всех этих приключений по дороге, мы наконец-то вернулись в Бюракан, и Самвел пригласил всех нас к себе в дом. Мы посидели, отдохнули, согрелись, попили бодрящий кофе, а потом еще и чай с вкуснейшими сладостями и малиновым вареньем, и поехали обратно в гостиницу. Вернулись мы уставшие, но очень и очень довольные.

А на следующий день мы вернулись домой в Ереван, заехав по дороге в городок Апаран, где есть красивыепамятники, церковь, родник ключевой воды «Сиро Ахпюр» («Родник Любви»), а такжев селения Сагмосаван и Оганаван. В каждом из них есть потрясающей красоты церкви – соответственно Сагмосаванк и Оганаванк. Они стоят прямо на краю красивейшего горного ущелья, прямо этакий армянский Гранд Каньон. Просто дух захватывает от этого зрелища! Я считаю, что монастырь Гандзасар в Карабахе и вот этот Сагмосаванк – одни их самых красивых мест на Земле. Может, это и субъективно, но я так чувствую.
Уставшие, но счастливые, мы вернулись домой в Нор Норк.