В последние месяцы группа российских публицистов, политиков и общественных деятелей стала проявлять активную озабоченность усилиями Армении по увековечению памяти народного героя Гарегина Тер-Арутюняна, известного больше под псевдонимом Нжде (Скиталец). Установление памятника Нжде, прошедшее 28 мая 2016 года с участием президента РА С. Саргсяна, вызвало нелицеприятную критику в ряде российских СМИ. 26 января 2018 года в Государственной Думе под эгидой партии «Справедливая Россия» состоялся круглый стол под названием «Борьба с героизацией фашизма и возрождением неонацизма: законодательные аспекты».
Его фигура многогранна, а дела сколь грандиозны, столь и противоречивы и потому нуждаются в спокойном беспристрастном анализе.
Генерал Нжде признан национальным героем Армении. Главный подвиг его жизни (а их было немало) состоит в том, что он помог сохранить в составе Армении значительную часть ее нынешней территории, что не позволило тогдашним турецким властям перекроить карту Кавказа в собственных интересах. По сути, Нжде совершил беспримерный геополитический подвиг.
Первые десятилетия ХХ века были для армян тяжелейшим периодом. В Османской империи армяне, греки, ассирийцы (айсоры), езиды были под предлогом переселения ввиду «нелояльности» «османской родине», воевавшей с Россией и странами Антанты, зверски вырезаны практически на всем пространстве своей исторической родины – Турецкой Армении. Одних только армян было уничтожено более полутора миллионов человек.
В 1917 году в России пала сначала монархия, а потом и буржуазная республика. Октябрьскую революцию большевики совершили с мечтой о всемирной. Но довольно быстро стало очевидно, что на Западе она забуксовала, и потому Москве пришлось обратить свой взор на Восток. Именно здесь большевики усмотрели новые возможности в развитии мировой революции.
К тому же в Турции развернулось массовое движение под руководством Мустафы Кемаль-паши, позже получившего фамилию Ататюрк (Отец турок). Отношения властей двух стран развивались бурно и эффективно. Кемалю не хватало хлеба, оружия и денег для победы над Антантой в лице в первую очередь Греции. Россия, после нескольких лет участия в Мировой и Гражданской войнах, была сильно разрушена, жители многих территорий, в первую очередь Поволжья, страдали от голода. Однако безумные планы продвижения всемирной революции требовали новых усилий и жертв. И Советская Россия на них шла в первую очередь за счет собственного народа. Хрестоматийным стал пример того, как сотни пудов хлеба, отобранного у голодающих и умирающих соотечественников, были направлены кремлевскими вождями в Турцию. Здешние революционеры получили из России также сотни орудий, тысячи пулеметов, десятки тысяч винтовок и массу другой амуниции. Финансовая часть помощи – десять миллионов рублей золотом (по тем временам – огромная сумма) – была направлена кемалистам. Фрунзе, Аралов, Мдивани, другие военачальники из Советской России, накопившие большой боевой опыт на фронтах Гражданской войны, успешно передавали его турецким аскерам, активно участвовали в проведении военных операций против греков.
Формула Троцкого «ни войны, ни мира» привела к наступлению германских войск на Россию и изданию приказа января 1918?г. о демобилизации кавказского фронта. Русская армия ушла, армянские добровольческие дружины сдерживали наступление регулярной турецкой армии.
В этот период Армения находилась под властью «Дашнакцутюн» – «Федерации революционных партий Армении». Ее вожди не были озабочены идеей продвижения мировой революции. Их заботила судьба Армении и армянского народа, часть которого погибла в Турции во время Геноцида 1915 года. Те же, кто выжил, перебрались в Армению и никак не походили на передовой отряд «мирового пролетариата», мечтающего слиться в едином порыве с братьями-турками. Дашнакское правительство, исповедовавшее идеи армянского национализма, было признано комиссаром по международным делам большевистского правительства Г. Чичериным «сильно обнаглевшим». В первую очередь потому, что ее воины умело били турок.
Советско-турецкий договор «О дружбе и братстве», подписанный в марте 1921 года, сильно изменил геополитическую обстановку в регионе. Входившие в состав императорской России земли традиционного проживания армян – Карс, Ардаган и др. – были по договору переданы «революционной Турции», Нахичевань – «революционному Азербайджану» под неким патронатом Турции. Впервые в истории страна-победитель потеряла собственную территорию, а проигравшая войну Турция приобрела значительные территории, входившие в состав императорской России.
11-я армия большевиков, полностью состоявшая из турок, уже установила советскую власть в Азербайджане, и на очереди была Армения, где дашнаки упорно держались за власть и обороняли Зангезур (Сюник), вместо того чтобы отдать его Азербайджану. Вот здесь и обозначилась главная вина генерала Нжде перед советской властью.
В октябре 1920 г. 33-летний Нжде был назначен на должность командующего Южно-восточным фронтом Зангезура (Сюника).
В начале октября 1920 года в Зангезуре началось массовое восстание против советской власти. К 21 ноября две бригады 11-й Красной армии и несколько союзных ей турецких батальонов Завал-паши были разгромлены восставшими в сражении у Татевского монастыря, и 22 ноября Нжде вступил в Горис. Советские силы оставили Зангезур. 25 декабря 1920 года съезд, состоявшийся в Татевском монастыре, провозгласил Автономную Сюникскую республику, которую фактически возглавил Нжде. Республика полгода успешно отбивалась от турок, азербайджанцев и советских войск.
Только в июле 1921 года, после официального опубликования в прессе решения Революционного комитета о включении Сюника в состав Советской Армении и получения соответствующих гарантий относительно сохранения Сюника в составе Армении, Нжде со своими соратниками покинул родину и ушел в Персию. После скитаний по разным странам Нжде осел в Болгарии.
Почему Нжде получил приют в Болгарии? Он участвовал в 1-й Балканской войне 1912 г. на стороне болгар в качестве командира армянской роты. За участие в разгроме турецкого корпуса Явера-паши получил болгарские и греческие награды и звание «Герой балканских народов». Во время 1-й мировой войны он был заместителем командира 2-го армянского добровольческого отряда в составе Русской армии. Он – кавалер орденов св. Владимира, св. Анны, двух Георгиевских крестов. Его заслуги и дали ему возможность получить подданство Болгарии.
Главным обвинением со стороны советских властей в адрес генерала Нжде после его ареста в 1944 г. была казнь пленных красноармейцев (точнее, турецких солдат в форме Красной армии). Впрочем, сам Нжде категорически отрицал, что отдавал приказ об их расстреле, да и документов на сей счет так никто и не представил. Напротив, в соответствии с его приказами к пленным необходимо было проявлять гуманизм.
Тер-Арутюняну инкриминировали также работу на германскую разведку, создание Армянского легиона в составе вермахта и антисоветскую пропаганду.
Армянский легион (11 батальонов) действительно был сформирован в Польше летом 1942 года. Однако, как заявил Гитлер рейхсминистру восточных оккупированных территорий Розенбергу, он доверяет только мусульманам, а грузинам и армянам не верит. Соответственно, как неблагонадежный, легион был отправлен в Голландию, а не на Восточный фронт. Против Красной армии в Крым был направлен только один батальон. При этом бойцы легиона при первом же удобном случае перебегали на советскую сторону. Во Франции на базе этого легиона был создан партизанский отряд, которым руководили тоже бывшие легионеры.
В результате Армянский легион не нанес ощутимого вреда ни на Западном, ни тем более на Восточном фронте, что, конечно, не снимает с его бойцов ответственности за измену Родине. Следует, впрочем, учесть, что, по заявлениям руководителей легиона, они таким способом старались вызволить из немецких концлагерей военнопленных армян.
К концу 1944 г. на стороне Германии воевало 38.000 азербайджанских добровольцев. Отдельно от вермахта и СС абвер организовывал свои разведывательно-диверсионные подразделения из числа азербайджанцев. Так, в 1942 г. в абвершколе «Цеппелин» была сформирована разведывательно-диверсионная группа «Зет», состоящая из азербайджанцев. Кроме группы «Зет», в 1941 г. по приказу шефа абвера адмирала Канариса был создан батальон особого назначения «Бергман», в составе которого из азербайджанцев была сформирована отдельная рота. Она во время наступления на Кавказ применялась немцами в тылу Красной армии – взрывая мосты, склады с боеприпасами и устраняя офицеров.
Азербайджанская рота «Бергман», как неоднократно упоминали немецкие командиры, «проявила себя исключительно с хорошей стороны», из-за чего был развернут азербайджанский батальон «Бергман-2». После боев в Крыму в 1944?г. азербайджанский батальон специального назначения был направлен в Польшу, а в августе 1944 г. вместе с другим азербайджанским 111-м пехотным батальоном («Денмек») принял участие в подавлении Варшавского восстания. Эти дни стали самыми трагичными и кровавыми в новейшей истории Польши.
По состоянию на 5 августа 1944 г. азербайджанскими солдатами и бойцами групп «Дирлевангер» и «Бригада Каминского» были зверски убиты свыше 10 тыс. мирных жителей, в основном старики, женщины и дети.
Возвратимся к истории Нжде.
В подтверждение обвинений в его сотрудничестве с нацистами никаких материалов не было найдено, кроме «антисоветской агитации». Ну не любил генерал советскую власть. А вот участие в создании пресловутого Армянского легиона и тем более командование им не подтвердилось.
Но отношения с вождями Третьего рейха у Нжде были. И вот по какой причине. После начала Второй мировой войны с подачи турецких пантюркистов в прессе началась публикация материалов, в которых нацисты призывали уничтожать «армян как семитов». Были спровоцированы репрессии против армянских общин Румынии, Венгрии и Болгарии. Нжде раскрыл планы пантюркистов и сумел убедить немцев в том, что турки будут лишь обузой для немцев, а кавказских националистов – в опасности со стороны Турции с ее пантюркистскими амбициями. Он смог создать своего рода антипантюркистский Кавказский блок, союз кавказских эмигрантов. Интересно, что в их числе были один из основателей Азербайджанского легиона – Расулзаде и представители грузинской эмиграции. Нжде смог достичь согласия с Расулзаде, который, хотя и был последовательным пантюркистом, стал не менее последовательным националистом, когда понял, что Азербайджан будет уничтожен и поглощен пантюркизмом. Кстати, памятники и бюсты Мамед Эмину Расулзаде установлены в нескольких районах Азербайджана. При этом никаких протестов со стороны нынешних российских критиков Нжде не последовало.
Мог ли Нжде опираться на помощь Советского Союза в своем стремлении помочь Армении вернуть исторические территории? Судя по всему, именно в 1944 году он предпринял такую попытку. Он оставался искренним армянским националистом-патриотом и в 1944?г., когда Советская армия уже вошла в Болгарию. Он отказался покинуть страну, остался у себя в Софии и предложил советскому командованию свою помощь в борьбе против «феодальной Турции». Нжде был уверен, что обманутые турками в 20-х годах Советы, не забыли двойную игру пантюркистов и теперь коммунисты попытаются использовать весь его опыт, широкие связи в армянской диаспоре в назревающей войне с Турцией, также НКВД было прекрасным образом известно о его отказе в довоенный период вести антисоветскую деятельность.
Однако в конце октября 1944?г. Нжде был арестован сотрудниками «Смерша» и доставлен в Москву. Первоначально его надежды оправдывались. Турки были вынуждены отозвать с Кавказа полумиллионную армию, которую от вторжения в СССР удержало поражение немцев под Сталинградом, разорвали дипломатические отношения с Германией и прекратили поставки жизненно важного для германской промышленности хрома и продовольствия. Начались и суды над пантюркистскими организациями. Несмотря на это, советское правительство было готово наказать вероломного соседа за сотрудничество с Германией и начать военную операцию против Турции, и для этой цели привлекались все, кто мог бы помочь в реализации этой цели.
По приказу И. Сталина были назначены руководители областей и секретари горкомов партии. Приведена в состояние боевой готовности Закавказская армия, стоящая в Армении, и находящиеся в Персии дивизии.
Однако политическая ситуация резко изменилась летом 1945 года, после смерти президента США Рузвельта и ухода в отставку премьер-министра Великобритании Черчилля. В августе 1945 г. США нанесли атомные удары по Японии. Именно с этим принято связывать отказ Сталина от удара по Турции.
Эти события крайне отрицательно сказались на судьбе Гарегина Нжде. В 1948 г. он был приговорен к 25 годам тюрьмы и до 1952 г. находился во Владимирской тюрьме. 1952-1953 гг. он провел в Армении, в Ереванской тюрьме. Летом 1953 г. его перевели в тюрьму Ташкента, а оттуда снова во Владимирскую тюрьму. Там тяжелобольной Нжде и скончался в 1955 г.
31 августа 1983 г. (в период руководства СССР генерального секретаря Ю.В. Андропова) прах Гарегина Нжде был перевезен в Армению. В 1987 г. мощи великого сына армянского народа нашли свое последнее пристанище и покой во дворе церкви Спитакавор с. Гладзор. Однако в своем завещании Нжде выразил желание быть похороненным у подножия горы Хуступ (Капан). Пожелание это было исполнено лишь в апреле 2005 года.
В 1992 г. его именем были названы улица в Ереване и станция метро.
В 2016 г. ему был открыт памятник.
И тут началась истерика в некоторых российских СМИ, утверждающих, что в Армении якобы поднимает голову нацизм.
Как можно говорить такие постыдные вещи про страну, которая внесла поистине исторический вклад в разгром фашизма в период Великой Отечественной войны?
На фронтах воевали свыше 600 тысяч армян. Домой не вернулась половина солдат. Армянский народ дал Родине четырех маршалов – Баграмяна, Бабаджаняна, Худякова (Ханферянца), Аганова – и одного адмирала флота СССР, Исакова. История запечатлела военный подвиг армянского села Чардахлу, из которого 1250 человек ушли на фронт. 853 были награждены орденами и медалями, 452 пали смертью храбрых на поле боя. Село это дало Родине двух маршалов (Баграмян, Бабаджанян), четырех Героев Советского Союза, многих офицеров старшего командного состава. Подвиг народа, имена маршалов Победы свято чтят как у нас, в России, так и в Армении, героям установлены памятники, а их имена присвоены улицам, учебным заведениям. Если уж на то пошло, то памятник маршалу Баграмяну был разрушен в 1988 году в Азербайджане. Протестов по этому поводу ни тогда, ни сейчас от группы российских политиков и политологов, отрицающих право генерала Нжде на памятник, мы не слышали.
Гарегин Нжде – фигура сложная, противоречивая.
Но армяне его чтут за бесконечную преданность Родине, идее ее Свободы, Независимости и Территориальной Целостности.
Нжде считал, что у армян главный враг – Турция. И защищал эту позицию до конца своих дней.
Годы, прошедшие с тех пор, ничего не изменили в этом убеждении. Каждый армянский патриот знает, откуда ждать главной угрозы. Я лишний раз напомнил об этом на специальной конференции, прошедшей в РИСИ в июне 2016 г.
Нжде – величайший патриот Армении. Но не нацист.
Пора бы в этом споре, наконец, поставить точку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий