В годы Геноцида многие армяне сумели спастись и сохранить армянскую идентичность, благодаря преданной работе миссионерок, прибывших из разных стран. Узнав о страданиях, выпавших на долю армянского народа, они оставили свои дома и, преодолев тысячи километров, посвятили себя их спасению. «Арменпресс» представляет истории жизни пяти таких женщин.
Карен Еппе была одной из таких женщин: в годы хамидовских погромов и после них, она в значительной степени способствовала выживанию и возрождению армянского народа. Карен родилась в Дании, в 1876 году. В годы хамидских погромов изучала медицину в Копенгагене. После того, как в прессе появились сведения о погромах, решила оставить учебу и присоединится к работе европейских и американских миссионеров. Она начинает переписываться с находящимися в Урфе немецким миссионером Иоганнесом Лепсиусом и американским миссионером Мисс Шатик. Уговорив родителей, она, наконец, приехала в Урфу в 1903 году. 27¬-летней Карен доверили воспитание и обучение 300 армянских сирот.Вскоре она выучила армянский язык. За короткое время Карен снискала любовь и уважение всех. В народе ее стали называть «мисс Еппе майрик».
В 1915 году, Еппе вновь оказалась в Урфе. Не щадя себя, она всеми силами помогала мигрантам и участникам героической обороны Урфы. В 1917 году она вернулась в Данию. Оправившись после тяжелой болезни, Карен Еппе стала выступать с лекциями и публикациями, в которых рассказывала о Геноциде армянского народа.
В 1921 году она перебралась в Алеппо, чтобы помогать армянам, находившимся там. Карен осталась здесь до конца жизни. В 1922 году, она была назначена полномочным представителем Лиги наций и занималась вопросами по размещению беженцев. Чтобы найти армянских сирот и женщин, ей не раз приходилось идти на смелые и решительные шаги, ходить из одной деревни в другую.
Карен Еппе скончалась в 1934 году. Будучи протестанткой, большую часть своей жизни она прожила и умерла как представительница апостольской церкви. Согласно ее завещанию, панихида и похороны были совершены по чину ААЦ. Ее могила находится на Национальном кладбище в Алеппо.
В 1947 году в Алеппо был основан лицей имени Карен Еппе.
Эстонка Хедвиг Бюлль в годы Геноцида также была рядом с армянским народом. Родилась в 1887 году, в небольшом эстонском городке Хаапсалу, в обеспеченной семье. Хедвиг получила прекрасное образование. Владела русским, французским, английским, немецким, а во время миссионерской деятельности в Киликии, овладела также турецким и армянским языком. В 1909г. в европейских газетах появились заметки о резне в Турции, и юная Хедвид принимает судьбоносное, для себя, решение -отправиться в далекую страну и помочь в деле спасения христианских сирот.
В 1911 году Хедвиг отправилась в Киликию, в город Мараш, где начала работать преподавателем в немецком приюте для сирот «Бетель». За 4 года работы она стала свидетелем развязанных младотурками погромов и резни армян. С 1916-19¬19 годы она выполняла свои миссионерские обязанности в немецком приюте села Гаруние (близ Мараша). В 1918 году, благодаря нечеловеческим усилиям, ей удалось спасти от турецкого плена воспитанников сиротского приюта. В силу сложившейся политической ситуации в Киликии, в 1919 году, Бюлль была вынуждена вернуться в Эстонию. Но ее разлука с любимым армянским народом была недолгой.
В 1922г. начался второй этап армянофильской деятельности Хедвиг Бюлль. В составе основанной в Страсбурге миссионерской организации «Христианская миссия на Востоке» (Action Chretienne en Orient) она вновь отправилась к армянам — на этот раз в место их высылки — в Алеппо. По причине отсутствия элементарных санитарных условий, среди армянского населения были распространены эпидемии заразных болезней, которые каждый день уносили сотни человеческих жизней. Было необходимо срочно организовать дело по спасению больных. По инициативе Бюлль, в Алеппо открылась больница, где работали известные в Сирии армянские врачи. Для армян, живущих в «Армянском кэмпе», она создала возможность заняться оплачиваемой работой – она открыла мастерские, где вязали шерстяные вещи, ткали ковры. Здесь работали около 500 женщин, чьи вышивки и ковры продавались в Европе, а прибыль выдавалась армянским женщинам в качестве зарплаты.
Благодаря усилиям Хедвиг Бюлль, более 250 армянских учеников в школах Алеппо стали получать стипендии. Любовь армян к Бюлль была безмерна. Ее стали называть «Бюлль майрик». Более 40 лет своей жизни она без остатка отдала армянскому народу. В 1951 году, в возрасте 64 лет, так и не создав собственной семьи, Хедвиг Бюлль уехала из Алеппо и стала жить в Европе. Но связь с бывшими воспитанниками не прервалась – она продолжалась в виде активной переписки. В письме одному из них Бюлль написала: «… мое сердце – армянское …». В 1965 году, 78-летняя Бюлль вновь приехала в Сирию и Ливан, для принятия участия в мероприятиях, посвященных 50-летию Геноцида армян, в Бейруте и Алеппо. Последние годы жизни Бюлль провела в одном из домов для престарелых, в Германии. Старческий маразм стер из ее памяти все языки, какими она когда-то владела в совершенстве, и общалась с персоналом только на ставшем ей родным- армянском языке. Бюлль майрик умерла 3 октября 1981 года, в возрасте 94 лет.
|
Среди миссионерок, стоявших рядом с армянским народом в страшные годы резни, была и норвежка Бодиль Катарине Бьорн, 1871 года рождения. В 1905 году, от имени «Организации женщин-миссионерок», Бодиль отправилась в Османскую Империю. В сотрудничестве с немецкой миссионерской организацией, она сначала обосновалась в городе Мезре, в провинции Харберд, а позже – в городе Муше.
Она становится очевидцем резни армян в Муше – на её глазах вместе с армянским духовенством, учителями, её помощниками, мученически погибают и подопечные её сиротского приюта. Здесь Бодиль ухаживает и спасает от смерти сотни сирот и женщин.
Бодиль Бьорн задокументировала страшные события, свидетелем которых она стала, в своём дневнике, а также на фотопленке. Её фотоальбом состоит из множества снимков, с описаниями и комментариями, сделанными на оборотной стороне каждой фотографии.
В 1917 году Бьорн увезла с собой в Норвегию усыновлённого ею двухлетнего армянского сироту по имени Рафаель, выжившего в Геноциде. По возвращении в Норвегию, она окрестила мальчика Фритьофом- в честь великого гуманиста Фритьофа Нансена. Он стал её единственным сыном, так как Бьорнтак и не вышла замуж.
Вновь вернувшись на Ближний Восток, Бодиль продолжила помогать сиротам в Сирии, Ливане и Константинополе. В 1922 году, оставив семилетнего сына во французской школе Бейрута, Бьорн отправилась в Советскую Армянскую Республику, где основала в Александрополе сиротский приют диль Бьорн задокументировала те страшные события, свидетелем которых она стала, в своём дневнике, а также на фотопленке. Её фотоальбом состоит из множества снимков с описаниями и комментариями, сделанными на оборотной стороне каждой фотографии. В 1917 году Бьорн увезла с собой в Норвегию усыновлённого ею двухлетнего армянского сироту, выжившего в геноциде. Фритьоф (урождённый Рафаэль) был назван ею в честь великого гуманиста Фритьофа Нансена, он стал её единственным сыном, так как Бьорн никогда не была замужем.
Снова вернувшись на Ближний Восток, Бодиль продолжила помогать сиротам в Сирии, Ливане и Константинополе. В 1922 году, оставив семилетнего сына во французской школе Бейрута, Бьорн отправилась в Армению, где основала сиротский приют в Александрополе. 33 сироты приюта «Луйсахпюр» (“Источник света»), о которых она там заботилась, звали её «Матушка Катарина». Но в 1924 году правительство Советской Армении приостановило деятельность приюта, переведя сирот в приют «Амерком». До 1935 года Бьорн продолжает работать в Сирии, в армянских сиротских учреждениях. Бодиль Бьорн скончалась в 1960 году, в Норвегии.
Датская миссионерка Мария Якобсен также посвятила свою жизнь святому делу спасения армян. Якобсен родилась 6 ноября,1882 года. Ещё в молодости, из статей, опубликованных в Датских СМИ, она узнала о резне армян устроенной Абдул-Хамидом (1894-1896) и страданиях армянского народа в Османской империи. В ноябре 1907, года молодая миссионерка прибыла в Харберд, где была назначена директором небольшой больницы. За короткий период она овладевает армянским языком, для общения с местным населением. В то же время она начала вести дневник, который позже стал ценным свидетельством Геноцида армян. Долгое время она держала этот дневник в тайне, поскольку вывезла его из Османской империи, под угрозой жизни. Дневник Марии Якобсен был переведен на армянский язык и после ее смерти, опубликован в Бейруте, в 1979 году.
В 1919 году, после Первой мировой войны, в течение нескольких месяцев, Мария Якобсен собрала более 3600 армянских сирот, большинство из которых страдали от инфекционных заболеваний и были истощены. Заразившись от детей-сирот тифом, Мария Якобсен направилась на лечение в Данию, но по дороге домой она получила приглашение посетить Соединенные Штаты. В течение 7 месяцев, в разных городах Америки, она проводила цикл публичных лекций о массовых убийствах и насилии, совершенных в отношении армянского народа Османской империей и собирала деньги для армянских сирот. В 1920-1921 годах, Мария Якобсен попыталась вернуться в Харберд, но турецкие власти запретили ей въезд в Османскую империю. По этой причине она переехала в Бейрут и продолжила свою деятельность в Ливане.
Гуманитарная деятельность Марии Якобсен удостоилась заслуженной оценки в Дании. В 1950 году, она была награждена Золотой медалью Датского королевства. Более того, она стала первой женщиной в Дании, получившей эту высокую государственную награду.
Мария Якобсен умерла 6 апреля 1960 года, и по своей воле была похоронена во дворе сиротского приюта «Птичье гнездо» (Тhe Bird’s Nest). «Мама Якобсен» воспитала тысячи армянских сирот –достойных представителей армянского народа. Многие из них стали весьма успешными и уважаемыми людьми – священниками, врачами, учителями.
Шведская миссионерка Альма Юханссон,1880 года рождения, также посвятила большую часть своей жизни гуманитарной деятельности. В 1901-1915 годах, она работала в Западной Армении, в германских миссионерских учреждениях и сиротских приютах. Осенью 1915 года, была вынуждена вернуться в Швецию. В 1920-1922 годах, в Константинополе, помогала спасшимся от резни армянским сиротам и беженцам. В 1923 году, Юханссон переехала в Салоники, работала в организациях помощи беженцам.
В конце 1941 года, после фашистской оккупации Греции, когда благотворительная деятельность была уже невозможна, Юханссон вернулась в Швецию, но связи с армянами не прервала. Армянским она владела прекрасно.
Альма Юханссон стала очевидцем страшных преступлений против человечества. Она написала об этом в книгах «Изгнанный народ» (1930г.) и «Жизнь изгнанных армян» (1931г.).
Источник: «Арменпресс»
Комментариев нет:
Отправить комментарий