Найдите нас на фейсбуке

пятница, 10 марта 2023 г.

Ты была фиалкой

 Лика Захарян

Весна для меня ассоциируется с фиалками. Но как ни странно, фиалки мне дарил лишь один человек. Дедушка. Очень часто возвращаясь домой он мне их приносил. Дедушки, наверное всегда такие. Со всеми немного хмурые и очень серьезные, но с самыми любимыми внуками - нежные до неузнаваемости. Даже жены - наши бабушки, их иногда не узнают, так как с внуками, особенно с самыми любимыми (не буду скромничать), в них раскрываются неведомые черты. Вот и мой дедушка всегда был таким. У него было два сына, и первый внук тоже продолжил череду мужчин в семье. А вот я для него была первым представителем женского пола в его прямом потомстве. Как бы он не был зол, усталый, грустный, перед моими чарами он устоять не мог. 

Любил дедушка закатывать пиры у нас дома, где собирались все родственники из его села Вагуас (Мартакертский район), и бабушкины родственники из села Тагавард (Мартунинский район) (Когда они спорили с бабушкой, он часто шутил, что это все территориальная “пропасть” между Мартакертом и Мартуни, которая не позволяет им прийти к единому мнению в некоторых вопросах.). В нашей двухкомнатной хрущёвке ночевали чуть ли не 25 человек. А он играл на таре и веселил всех своей игрой и песнями. Знал он очень много старый армянских народных песен, некоторые из которых даже слышала лишь от него.

Дедушка с бабушкой, собственно, меня и вырастили. Когда они решили, что я начну ходить в музыкальную школу и играть на пианино, несмотря на то, что в 2000ых даже на еду зарабатывать было героическим поступком, дедушка с бабушкой мне купили пианино. Иногда, когда дедушка был “в настроении” (пьян), он подходил и просил меня сыграть для него. Соглашение было таким: за каждое произведение я получаю 1000 драм. И поскольку в каждом семестре мы проходили 3 произведения, и я максимум помнила что-то одно с последнего семестра, я немного импровизировала и, к моему великому стыду, лукавила. Пришлось мне играть всякую чушь (с серьезным лицом просто тыкая по клавишам во всех октавах) и выдавать это за произведения того или иного композитора. А дедушка сидел рядом и гордо аплодировал. С невинным детским озорством и немного со стыдом я, конечно, получала деньги и за выдуманные произведения. А дедушка притворялся, что он в восторге от моей “виртуозной игры”.

Но самым незабываемым для меня всегда останется песня, которую дедушка меня научил играть на пианино и петь. Песня армянская, называется “Ты была фиалкой”...


Ты была фиалкой, раскрытой в саду,

Ты был для меня мечтой...

Родились под темными облаками

Но ты была фиалкой моей...


Оригинальный текст на армянском.


Մանուշակ էիր, պարտէզում բացուած,

Դու երազ էիր, ինձ համար դարձած,

Դու ծնուել էիր, մութ ամպերի տակ,

Բայց իմն էիր, իմը, մանուշակ իմ եար:

Дедушку я не видела несколько месяцев из-за блокады... Каждый раз разговаривая по телефону обещала, что скоро приеду, как только откроют дорогу, приеду домой, и споем манушак эи...

Дорогу не открыли. Я не поехала. Дедушка не дожил. Песню не спели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий