Найдите нас на фейсбуке

четверг, 18 октября 2018 г.

Легендарный турецкий фотожурналист армянского происхождения ушёл в вечность

Скончался знаменитый армянский фотожурналист из Турции Ара Гюлер. В 2000 году в Турции его признали «фотографом века».

Georgiy Saakov с Mikael Nazarenko.
Скорбная весть. Ушел Ара Гюлер (Ara Güler, Արա Գյուլեր), легендарный турецкий фотожурналист армянского происхождения, один из наиболее талантливых фотографов современности.


Он с детства играл в театре. Возможно, поэтому его и завораживало то, что когда фотошторки-кулисы открывались, происходило чудо — рождался застывший спектакль, рождался невиданный прежде Стамбул – город, в котором он появился на свет.

В 50-х он начал свою карьеру фотожурналиста, устроившись на работу фотокорреспондентом ежедневной газеты «Yeni Istanbul» («Новый Стамбул»). В 1958г. американское издание TimeLife открыло в Турции свой филиал, и Гюлер стал его первым фотокорреспондентом на Ближнем Востоке. В начале 60-х он повстречал Анри Картье-Брессона и Марка Рибо, которые предложили ему присоединиться к знаменитому фотоагентству «Магнум». Героями фоторабот Гюлера были Уинстон Черчилль и Индира Ганди, Марлон Брандо и Софи Лорен, Федерико Феллини, Сальвадор Дали и Пабло Пикассо, писатель Орхан Памук. Он сотрудничал с такими изданиями, как "Paris Match", " Stern ", "Sunday Times", а в 1961г. английский «Фотографический ежегодник» писал о нем как об «одном из семи лучших фотографов в мире». В следующем году он получил звание «Meister Der Leica» — самый престижный фототитул Германии, а в 2000г. в Турции Ара Гюлер был назван «Фотографом века».



Если он фотографировал окружающий мир, то прежде всего замечал проходящих людей, потому что именно они вдыхают в снимок жизнь. Собор может простоять века, а люди уходят, и как документалисту Гюлеру было важно оставить в памяти их лица. И, конечно же, главный лик его жизни — это переменчивый Стамбул.

Гюлер очень много работал. В одном интервью его спросили, сколько негативов хранится в его личном архиве. «Я полагаю, около 800 тысяч, — ответил Мастер, — но все сосчитать невозможно».

Предоставим слово самому Мастеру, каждая его цитата — воплощение мудрости творца.

«Вокруг меня вертится мир. И когда в этом мире что-то происходит, что меня сильно задевает, я нажимаю на кнопку затвора. Для меня наиважнейшим является „момент“. Как фотограф, снимающий людей, я хочу запечатлеть их радость, горе, их отношение к жизни, их страхи, все, что присуще человеку. Когда фотография передает какую-то эмоцию или мысль — это настоящая фотография. Для меня важно то, что человеческие драмы будут жить еще столетия в будущем, а фотография должна сохранить то, что может волновать. Сервантес наверняка написал больше, чем один роман, но остался только „Дон Кихот“. Если меня будут помнить по 20-30 фотографиям, я буду считать это отличным достижением».

«Фотография не является искусством, а фотограф не может быть художником. Искусство не рассказывает правды, а фотографы за ней гонятся, они - летописцы, фиксирующие живую историю».


«Я всегда стараюсь быть очень сдержанным. Фотограф должен быть неслышным и невидимым свидетелем».

«Портрет — это больше, чем просто изображение лица. Это сущность жизни. Портрет означает возможность передать место человека в жизни. В этом смысле — это рассказ о его жизни».

«В мире есть важная вещь — любовь. Жизнь — это случайность, а человек не знает, когда может влюбиться... Я могу влюбиться в дерево, в цвет, в улицу, луч света. Я всегда влюблен».


Светлая Память всегда влюбленному Мастеру, которого у него на родине именовали Глазом Стамбула.
Обратная сторона Арарата. Ара Гюлер (Ara Güler, Արա Գյուլեր)

Комментариев нет:

Отправить комментарий