Найдите нас на фейсбуке

четверг, 27 августа 2020 г.

Азербайджанский лаваш или как кавказские татары чуть землю не порвали

Начнем с того как тысячелетиями пекут настоящий лаваш. 

В рецепты не буду углубляться, так как у каждой хозяйки всегда были свои секреты приготовления, но вот что неизменно-это где пекли лаваш. А пекли его в тондире. Эволюция тандыра происходила на протяжении последних пяти тысячелетий. На начальном этапе своего существования он делался вручную из глины и играл важную роль в культе огнепоклонничества.

Тандыр происходит из Месопотамии (далековато от Алтая), и на аккадском языке название звучало как «тинуру». В средние века он стал культовым предметом двора у среднеазиатских огнепоклонников сартов. В Закавказье упоминания о широких тандырах датируются X—XII веками. В разных вариантах написания это слово встречается и в других языках:в Армении — «тонир» (диалектные формы «тондир», «тондруг»), в Грузии — «тонэ», в Индии — «тандур», в Таджикистане — «танур», в Туркменистане - «тамдыр», Восточном Туркестане — «тонур», в Узбекистане — «тандир». Тонир для изготовления лаваша представляет собой углубление в земле цилиндрической или полусферической формы обложенная изнутри огнеупорным кирпичом или глиной глубина тондира примерно от 90 см до 120см

Армянская форма слова — тонир, в письменных источниках впервые встречается в переводе Библии завершенной в 430-х годах. Согласно И. Дьяконову в армянском и аккадском языках это слово восходит к общему субстрату.
В Армении с древних времен готовят в тонирах. На территории современной Армении тониры были обнаружены в ранне-бронзовом слое поселения близ Гарни, а также при раскопках Кармир-Блура и Тейшебаини. Были обнаружены тониры эпохи античности на территории древней армянской столицы Арташат (II в. до и. э.—III в. н. э.). Тониры в большом количестве встречаются в памятниках средневековой Армении. Так, в результате археологических работ были найдены средневековые тониры и остатки лаваша в них. Один из таких кусочков обгорелого лаваша был найден уже в начале XX века в средневековой армянской столице Ани (недалеко от церкви Гагкашен) во время раскопок города Русским археологическим обществом.

Тонир (тундыр) в быту армян выполнял ряд функций: в нем готовили еду, и с его помощью отапливали дома. Помимо этого он использовался и в лечебных целях для согревания. В поселениях, где отсутствовали церковные сооружения, священнослужители имели право перед тониром проводить церемонию бракосочетания. Считалось, что наклонившись над тониром при выпечке хлеба, армянские женщины кланялись Солнцу. Армяне Нагорного Карабаха, устанавливают врытые в землю и обложенные камнем тониры в стороне от жилого дома, под специальными навесами (или отдельно стоящем помещении «Тонратуне») . Причем располагают тониры в разных кварталах села, из расчета один тонир на несколько домов. По традиции, во время выпечки хлеба, мужчины не допускались к тониру. Выпечка и готовка полностью ложится на женщин из разных семей, которые пекут в них хлеб поочередно помогая друг другу.


Это коротко про тондир для изготовления лаваша, а теперь перейдем к доблестным кочевникам появившимся в Малой Азии, Армении и Кавказе в 12 веке . Ни для кого не секрет, что их настоящая родина это Алтай . Как долго шли их кочевья я не знаю, так как скорость передвижения кочевья зависит от принципа саранчи - пока не опустошат местность, на новое место не переходят.Но судя по тому, что у кочевников для жилья использовались легкие складывающиеся жилища ,типа юрт, то долго они на одном месте не задерживались.Дома значит времени не было строить, а тондыры копать глиной и кирпичом (если они знали что это такое, хотя откуда знать кочевнику о кирпиче) обкладывать значит время было ,кстати перед первым обжигом тондир должен сохнут аж месяц . Одним словом не успели Тондир сделать, а уже кочевать дальше надо. Но если так то весь путь от Алтая до кавказкой Албании должен быть испещрен дырами в земле как туалетная я бумага .Странно что земля не порвалась по этой линии , хотя и туалетная бумага не всегда рвется по линии дырочек, с этим трудно не согласиться,и только это наверно спасло нашу землю от глобального катаклизма. 

А если серьезно, то на всем пути от родины тюрков Алтая до земель где они осели можно увидеть множество курганов, но ни как не углубления в земле от тондыров. Да и еще, неужели потомки черных баранов (это не ругательство Азербайджанцы реально считают что это так) реально считают что в Армении не пекли лаваш до их прихода на Кавказ? Смешно. 

Тот хлеб которые кочевые племена пекут на разогретом перевернутом казане, воке – бедуины этот металлический предмет, на котором пекут хлеб, называют заг (zag), а азербайджанцы садже – удобно для кочевников закинул в кибитку и пошел опустошать следующее пастбище. кстати и хлеб лафа у них (бедуинов) очень вкусный .Правда не такой вкусный как наш исконный настоящий армянский лаваш, но это дело вкуса .А на вкус и цвет как говорится ... и азербайджанец в саду Эдемовом проживал.Даже может быть Ной и парочку азеров на ковчег взял , так сказать каждой твари по паре .Каждому по бртучу(Армянский бутерброд: завернутая в лаваш начинка -мясо сыр зелень) из лаваша и на ковчег спасаться от воды из скважин от тондиров которые они(азеры) и понакопали по дороге на Кавказ .Одним словом азербайджанский лаваш .... и смех и грех.

Источники: 

1. Лаваш

2. Тандыр

3. Может ли лаваш считаться блюдом армянского происхождения

4. Кочевники

5. Изготовление армянского традиционного лаваша в печи

6. Армянский тандыр – Тандыр: из кирпича, узбекский, армянский — сделать своими руками либо приобрести?, устройство, рецепты


Комментариев нет:

Отправить комментарий