Чистый звук в ваши души летел...
25 января - день рождения Владимира Высоцкого.
Высоцкого обожали все — шахтёры и космонавты, спортсмены и врачи, студенты и академики. Песни Высоцкого слушали во всех уголках огромной страны. Ему выпала тяжёлая и счастливая доля - стать голосом этой страны.
,,Я пел в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных, как жуки, механиков, в то время, как снижались боевые машины, и мы только немного отходили, чтобы было слышно слова; пел на полях гигантских стадионов, в комнатах, в подвалах, на чердаках, — где угодно, это не имеет значения.
На пароме однажды пел "привязанным морякам" — так называют тех, которые работают на паромах. У меня было три часа для отдыха, а они, оказывается, устроили там какой-то банкет, очень долго ждали. Я пел им всю ночь, а они мне рассказывали разные истории. Для авторской песни не нужна обстановка — для нее нужна атмосфера. У меня есть гитара, ваши глаза — и больше ничего. Есть еще мое желание рассказать вам о том, что меня волнует, и ваше, надеюсь, меня услышать." (Владимир Высоцкий)
* * *
Воспоминания о Владимире Высоцком.
Наталья Крымова:
,,Для людей естественно желание видеть рядом с собой правду - Высоцкий не умел лгать. Такое объяснение (оно первое и главное) кому-то может показаться слишком простым, но тут ничего не поделаешь. Вот из чужого письма: "Высоцкий был человеком необходимым. О нем можно было думать или не думать, но мысль, что он есть, давала какую-то постоянную надёжную радость". Будучи актером, он стал необходимым человеком. Он таки "раздвинул горизонты".
Станислав Говорухин:
,,Практически каждый день. Он бежал, торопился, спешил… Как бы он ни был занят — спектакль вечерний, может быть, после него где-то концерт, может быть, даже на выезде, — все равно здесь всегда уже ночью шел разговор, без выпивки, просто разговор обо всем, ну обо всем. Просто так собирались, и тот, кто мог сюда зайти без приглашения, и тот, кто был приглашен; и начинался разговор, который, как правило, заканчивался в четыре, а то там и в пять часов утра. И после того, когда все расходились, он все-таки шел к своему письменному столу… Стол, который когда-то принадлежал Таирову, чем он очень гордился… Он шел к столу и на рассвете, как бы рано завтра ни надо было вставать, все-таки садился и сочинял стихи. Будучи сам удивительно интересным рассказчиком, мог часами слушать.
У него было поразительное умение слушать так, что люди раскрепощались, самые разные, от академика до последнего алкаша. Каждый хотел выложить ему все самое главное".
Роберт Рождественский:
,,Но прежде всего песни Высоцкого наполнены правдой. Кажется даже, что и пел-то он не песню, а — правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций — (то высоких, то нелепых), правду извечных человеческих проблем, правду боли и нежности, правду своего времени."
Валерий Золотухин:
«Я просто влюбился в него, как баба. Удивительный он был мужик, с полным набором самых противоречивых качеств. Я на каждом перекрестке только и делал, что говорил о нем и объяснял некоторым, почему и как они ошибаются в суждениях о Высоцком».
Булат Окуджава:
,,Он - истинный Поэт, и его широкое и звонкое призвание - есть лучшее оружие в борьбе с возбужденные невежеством, с ложью и с так называемой массовой культурой."
Марина Влади:
,,Он был замечательный мужик — добрый, щедрый, бесшабашный, с душой нараспашку. В большей степени русский, чем подавляющее большинство других. Его широта проявлялась и в том, что он себя никогда не жалел, буквально сжигал свою жизнь, как сумасшедший, и умер в 42 года. У Володи каждый день получался очень напряженным. Ему некогда было спать. Утром шел в театр на репетицию, днем снимался, вечером играл в театре, а ночью писал стихи. Или пел для друзей. Можете себе представить, какая у него была энергия и ответственность перед своим искусством. Прекрасно понимал, кем был, знал себе цену.
Он был больше, чем просто муж. Он был хорошим товарищем, с которым я могла делиться всем, что было на душе. И он рассказывал мне все о своих делах, планах, мне первой читал новые стихи и пел новые песни. Придет после спектакля домой уставший, измотанный, все равно могли полночи болтать о жизни, о театре - обо всем."
Юрий Любимов:
«Меня всегда поражала его легкая походка. Удивительная. Даже какая-то необыкновенная. Володя даже вроде бы не ходил, а что-то его носило. Он так носился: то тут, то там! Он был человек спортивный, энергичный. Тратил он себя без остатка на любом выступлении. Было впечатление, что у него тут и сердце разорвется».
«Сила Владимира была в том, что он делал то, что ему хотелось, и выразил себя в этом полностью».
«Он рожден был поэтом. Имел дар божий — поэта. Это был замечательный русский поэт. И это было во Владимире самое ценное. У Володи была необыкновенная любознательность и необыкновенное умение притягивать к себе людей. Это редкий дар».
Иван Дыховичный:
«Все присущее его поколению было свойственно и ему, — но вдвойне и втройне. И утроенные человеческие качества в сумме составляли эту уникальную личность».
Вениамин Смехов:
«В период подготовки — земной, грешный артист — любил, когда гримеры прихорашивали, "улучшали" его лицо, очень нравился себе в усах и при бороде — все так... Но когда надо сниматься, то и следа актерского красования не обнаружите! В бороде или без, он душу вытрясет из себя, из партнеров, из "киношников"—- чтобы вышло все, как задумано, чтобы без поблажек и без ссылок на головную боль! Так было у него в театре: являлся смертельно усталым, с температурой, с бесцветным лицом, но на сцене — как на премьере! И тайна его резервов так и не ясна... А на концертах: сколько б ни искали "доброхоты" записи такого вечера, где Высоцкий выдал бы голосом слабинку,— не сыскать! И с безнадежной болезнью и накануне разрыва сердца — звучит с магнитофона голос единственно, неповторимо, как только у Высоцкого звучал!..»
Всеволод Абдулов:
,,Сейчас читаешь каждый день газеты и слушаешь телевизор и радио — и говорят, каким же должен быть настоящий советский человек. Да Господи Боже мой! Да вот такой человек и жил среди нас. Мне посчастливилось, я благодарен судьбе, которая позволила мне двадцать лет не расставаться с Володей. Такой предельной откровенности, удивительной любви к Родине, к своему народу, удивительной работоспособности, удивительной честности и удивительной требовательности…"
Анатолий Эфрос:
,,Он был единственным в своем роде. В нем не было ничего актерского, никакой позы. Это был крепкий, сильный, мощный молодой мужчина, умеющий как-то ясно, прямо, без дураков передавать то, что ему было необходимо".
,,Он ко всем относился как старший к младшим, вернее — к маленьким. В этом не было высокомерия, снисходительности, самомнения. Это было какое-то особое сознание собственной силы, несоразмерной силам других".
Михаил Швейцер:
«Мне кажется, что Дон Гуан-Высоцкий — это тот самый Дон Гуан, который и был написан Пушкиным… И мне казалось, что все, чем владеет Высоцкий как человек, все это есть свойства пушкинского Дон Гуана. Он поэт, и он мужчина. Я имею в виду его, Высоцкого, бесстрашие и непоколебимость, умение и желание взглянуть в лицо опасности, его огромную, собранную в пружину волю человеческую, — все это в нем было».
Нонна Мордюкова:
«Покойный актер Леонид Марков рассказал мне такой эпизод. Шел дождь. Вдруг из театра вышел Высоцкий... Шел он, словно дождя не было, в одной рубашке. Знаете, когда идет дождь, то все люди как-то вжимают голову в плечи, а он держался прямо. Как и по жизни шел — не сгибаясь".
Белла Ахмадулина:
,,Он считал себя поэтом, и он, безусловно, Поэт.
Но его амплуа, его жанр – это бывает на свете один раз, это не с чем сравнивать.
Он один, он таков. В этом не может быть изъянов – ОН ОДИН."
Юрий Карякин:
,,Слушая Высоцкого, я, в сущности, впервые понял, что Орфей древнегреческий, играющий на струнах собственного сердца – никакая это не выдумка, а самая настоящая правда."
Александр Митта:
,,…На сцене театра или с гитарой он был сгустком раскаленной энергии, казалось, не знающей удержу и препон. А в общении с людьми был сдержан, собран, тактичен, терпелив. Причем, надо понять, что это был человек с тонкой и остро чувствующей унижение структурой поэта, чтобы в должной мере оценить то напряжение и самодисциплину, которой требовала эта внешне чуть хладнокровная сдержанность…
А вот друзья, которых у него было очень много и в самых разных кругах жизни, помнят его человеком преданным и нежным. У него был отдельный от всех его творческих талантов ярко выраженный талант дружбы. Он делал для друзей многое и умел принимать дружбу так, что вы были от этого счастливы. Потому что каждый человек бывает счастлив, когда его талант замечен другими. Но иной рисует, пишет музыку, изобретает что-то – это продуктивные таланты. А есть просто талант от Бога – способность быть добрым, верным, нежным.. Для того, чтобы этот талант проявился в полной мере, нужны потрясения, войны, - иначе мы его не замечаем. А Володя чувствовал этот талант в людях, как, говорят, экстрасенсы чувствуют излучение поля человеческого организма. И чувствовал, и излучал сам.
Я думаю, что люди, которые любят его песни, угадывают в них не только глубину его на первый взгляд простодушных образов, но и глубину человеческой личности, одаренной самым главным и самым высоким талантом – талантом любви. Не абстрактной, христианской или какой-нибудь еще, а очень конкретной мужской, со всеми доблестями, которые должны в ней быть: мужеством, ответственностью, нежностью, верностью.
...Народ не дарит свою любовь случайным людям…"
* * *
Источники: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/monologi/020.htm
http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/mitta-budet-izluchat-teplo-i-svet.htm
https://www.litmir.me/br/?b=169799&p=12
https://mir-knig.com/read_190289-31
http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/vospominaniya/lyubimov-o-vysockom.htm
https://studbooks.net/545646/kulturologiya/vysotskiy_kino
* * *
На фото - Владимир Высоцкий.
Москва, студия звукозаписи фирмы "Мелодия".Фото Аркадия Гершмана. 07.1972 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий