Родился в Персии, в богатой дворянской семье. Учился в тифлисской гимназии.
Много путешествовал по Персии, России и Турецкой (Западной) Армении. Некоторое время работал учителем в армянских народных школах на Кавказе[7]. Произведения Раффи начали печататься с 1860 года.
Раффи был большим патриотом своего народа, по мнению энциклопедии «Британника», «ярым националистом» В своих произведениях призывал армян не надеяться на освобождение от турецкого владычества с помощью Европы и уповать на свои собственные силы.
Его произведения издавались в разных печатных органах (в том числе и в журнале «Мшак», редактор — князь Григор Арцруни) и пользовались большой популярностью в просвещенных кругах армянского общества XIX века. Несмотря на большую известность и популярность, сам Раффи жил скромно и скончался в бедности.Раффи похоронен в Тифлисе (Тбилиси), в Ходжаванке, где также покоятся Ованес Туманян, Габриел Сундукян, Газарос Агаян, Перч Прошян, Мурацан, Церенц, Дживани, Нар-Дос, Григор Арцруни и другие.
Произведения Раффи переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.Среди наиболее известных творений Раффи можно назвать такие исторические романы, как «Хент»«Давид-бек», «Самвел», «Дневник крестокрада», «Искры», а также труд по истории Нагорного Карабаха «Меликства Хамсы»
Его цитаты актуальны и сегодня:
,,Есть минуты, когда взаимоотношения сердца и рассудка нарушены. В такие минуты человек не отдает себе отчета ни в чем.
Есть мертвецы, которые стоят того, чтобы их убить.
А без женщины нельзя написать романа: женщина – его душа и дыхание.
Арарат – сердце Армении – должен быть защищен. Потеряв его, Армения потеряет и жизнь…
– У него чувствительное сердце. Всякое зло причиняет ему боль.
Бывают минуты, горькие минуты, когда человек в своем грустном одиночестве находит утешение даже в кошке, внезапно вбежавшей в комнату и участливо ласкающейся у его ног.
Ты для меня все, драгоценная Ашхен! Ты покой моей души, ты мое утешение: при звуках твоего имени исчезают заботы, забываются горести, и в моей душе восходит яркое солнце радости. Когда глубокое отчаяние овладевает мною, когда неожиданное зло ослабляет мои силы, ты вдохновляешь меня божественным вдохновением, ты оживляешь во мне умершую энергию и потерянную веру.
– Нельзя за тридцать лет искоренить в народе то, что сложилось в течение многих и многих веков, – ответил Саак.
предать родную страну огню и мечу. Он идет разрушить те храмы, которые были сооружены его предками и в которых он сам был крещен. Он идет, чтоб заставить нас молиться по-персидски и поклоняться персидским богам.
А тут еще раздоры среди нахараров. Одни из них стояли за то, чтобы признать власть греков и сделаться их данниками, другие желали принять персидскую власть и стать данниками персов. Нахарары, которым была дорога свобода и независимость Армении, пребывали в полном отчаянии и не находили средств для спасения страны. Не было никого, кто сумел бы объединить их. Не было царя, не было первосвященника. Одни предатели.
Во времена Трдата число областей доходило до шестисот двадцати. А в дни Аршака II оно достигло девятисот. Каждая из областей являлась княжеством, жившим своей особой жизнью и своими особыми обычаями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий