В основном работал в стилях символизма и фовизма.Творчество художника сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской живописи.
Мартирос Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в патриархальной армянской семье в Нахичевани-на-Дону (ныне это часть города Ростова-на-Дону) Ростовского уезда Екатеринославской губернии.
В 1895 году окончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (ныне Московский художественный институт имени В. И. Сурикова), в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1901—1904 годах предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.С 1910 по 1913 годы совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году приехал в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приехал в Тифлис и женился на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же участвовал в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году оформил изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».
После Октябрьской революции 1917 года приехал с семьёй в Россию. В 1918—1919 годах жил в Нахичевани-на-Дону. Стал инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничал с театром «Театральная мастерская».
В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переехал в Армению. С тех пор посвятил жизнь изображению её природы. В числе работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.
В 1926—1928 годах художник жил и работал в Париже. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.В 1930-х годах главной темой художника остаётся природа Армении. Также пишет многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»). Работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А. Спендиарова в Театре оперы и балета им. А. Спендиарова, 1938—1939, Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид бек» Тиграняна, «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо и др.).
В начале 1937 года органами НКВД Армении было принято решение — изъять из музеев и сжечь 12 полотен кисти художника. То были портреты «врагов народа» из числа видных государственных деятелей и представителей интеллигенции. Чекистам удалось предать огню 11 работ. 12-я пропала. С риском для жизни «Портрет поэта Егише Чаренца» спасли музейные работники, надёжно спрятав его.Сыграл важную роль в сохранении церкви Сурб Хач в Ростове-на-Дону, когда в советские годы встал вопрос о её сносе.
Академик АХ СССР (1947). Член Союза художников СССР. Председатель Союза художников Армянской ССР (1947—1951). Действительный член АН Армянской ССР (1956).
Депутат Верховного Совета СССР 2—4-го созывов (1946—1958). Депутат Верховного Совета Армянской ССР с 1959 года.
Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 года в Ереване. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.
Награды и звания
Герой Социалистического Труда (1965)
Народный художник Армянской ССР (1926)
Народный художник СССР (1960)
Сталинская премия второй степени (1941) — за оформление оперного спектакля «Алмаст» А. А. Спендиарова в Ереванском оперном театре
Ленинская премия (1961) — за цикл картин «Моя Родина»: «Армения» (1923), «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна» (1952), «Сбор хлопка в Араратской долине» (1949), «Лалвар» (1952), «Араратская долина из Двина», «Арарат из Двина» (1952), «Бюракан»
Государственная премия Армянской ССР (1965)
Четыре ордена Ленина (1945, 1950, 1965, 1970)
Орден Трудового Красного Знамени (1936)
Орден «Знак Почёта» (1939)
Медаль «За оборону Кавказа» (1944)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
Почётный гражданин Гюмри (1964)
Комментариев нет:
Отправить комментарий