«Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».
Винсент Ван Гог
В феврале 1888 года Ван Гог переехал на юг Франции, в городок Арль, где он намеревался создать «Мастерскую Юга» — своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог предназначал Полю Гогену — последний поддержал начинание деньгами. За 444 дня в Провансе Ван Гог создал сотни работ: более 300 картин и 200 рисунков.
Именно в Провансе он нашел то страстное солнце и насыщенные природные краски, которые наполнили жизнью его картины. Глубокая лазурь неба, прозрачность южного воздуха, густая зелень деревьев и сочная яркость плодов Прованса пленяли его. Увы, климат и красота Прованса прекрасно воздействовали на вдохновение художника, но не на его душевное здоровье. Периоды ремиссии сменялись очередными приступами. Состояние Ван Гога особенно ухудшилось после ссоры в Поем Гогеном...
Это стало последней каплей: от чувства заброшенности и одиночества у художника случился срыв. Обычное лечение не помогло и Ван Гога поместили в психиатрическую клинику Saint-Paul de Mausole в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence) Винсент провел год в приюте в Сен-Реми-де-Прованс. В перерывах между атаками Винсент сделал множество картин и рисунков, сначала в приюте и его садах, а затем за его пределами, среди оливковых садов и кипарисов, в горах Альпий и в деревне. за это время он создал полторы сотни работ, в которых с необыкновенной мощью выражена его страсть к жизни, Провансу и к своему призванию Психиатрическое учреждение Сен-Поль-де-Мавзоль, которое располагалось в бывшем монастыре. Само здание монастыря — это шедевр провансальского романского искусства. Клуатр датируется 11-12 вв, позади часовни, сделан в чисто романском стиле, а фасад монастыря был частично изменен в 18 веке.
Многие комнаты приюта были пусты, и Винсент мог использовать одну в качестве студии. Он написал своему брату Тео:
«У меня есть маленькая комната с серо-зеленой бумагой с двумя водянисто-зелеными занавесками с узорами из очень бледных роз, оживленных тонкими линиями кроваво-красного цвета. Эти занавески, вероятно, остались от разоренного умершего богача, очень красивы по дизайну. Вероятно, из того же источника происходит очень потрепанное кресло, покрытое гобеленом с крапинками в стиле Диаса или Монтичелли, красно-коричневыми, розовыми, кремово-белыми, черными, незабудково-голубыми и бутылочно-зелеными. Через окно с железной решеткой я могу разглядеть пшеничный квадрат в оградке, перспективу в духе Ван Гойена, над которой утром я вижу восходящее солнце во всей своей красе » Спальня Винсента в Сен-Поль-де-Мавзоль выходила окнами на закрытое пшеничное поле и горы Альпий за ним. Этот вид занимал его; он писал его в любое время года и в любую погоду.
Произведенные им работы включали «Пшеничное поле после бури», «Пшеничное поле с жнецом и солнцем», «Пейзаж с пшеничными снопами и восходящей луной», «Замкнутое пшеничное поле с восходящим солнцем», «Жнец» и «дождь» Кипарисы
В первый месяц пребывания в приюте Винсенту не разрешали, да он и не мог работать на открытом воздухе. Когда он наконец вышел на улицу в июне, он решил нарисовать характерные провансальские сюжеты, такие как горы Альпий, оливковые деревья и вездесущие кипарисы. В конце июня 1889 года он написал своему брату Тео, что занят росписью кипарисов. Он объяснил, почему его тянет к ним:
«Кипарисы все еще занимают меня, я хотел бы сделать с ними что-нибудь, например, холсты с подсолнухами, потому что меня удивляет, что никто еще не сделал их такими, какими я их вижу. Они красив по линиям и пропорциям, как египетский обелиск. И зеленый цвет обладает таким выдающимся качеством. Это темное пятно на залитом солнцем пейзаже, но это одна из самых интересных темных нот, которую я могу представить с наибольшей сложностью».
Внушительные деревья составляли определяющую тему его работ в Сен- Реми; он рисовал и рисовал их десятки раз, никогда не уставая от них. В начале декабря 1889 года он написал своему брату:
«У меня есть огромное желание рисовать больше как кипарисов, так и Альпий, и часто совершать длительные прогулки во всех направлениях, я отметил много предметов и знаю хорошие места, когда наступают хорошие дни»
Оливковые деревья его привлекали еще со времен Арля, но он еще не решался рисовать их:«… то есть в журчании оливковой рощи есть что-то очень сокровенное, безмерно древнее. Они слишком красивы, чтобы я осмелился их нарисовать или составить о них представление ».
Винсент сравнил «важность» оливок и кипарисов во Франции с ролью ивы в Нидерландах. Он был удивлен, что художники так редко рисовали самобытные живописные деревья, столь характерные для Прованса. Летом 1889 года в Сен-Реми он занялся художественной задачей — нарисовать их. В сентябре 1889 года он писал:
«С другой стороны, оливковые деревья очень характерны, и я изо всех сил пытаюсь уловить это. Они серебристые, иногда более голубые, иногда зеленоватые, бронзовые, отбеливающие землю от желтого, розового, пурпурного или оранжевого до тускло-красной охры. Но очень сложно, очень сложные ».
В последующие месяцы он погрузился в эту тему. По его собственным словам, он «очень хорошо разбирался» в оливковых деревьях. И он был относительно удовлетворен результатами своих трудов. Однако в декабре у него случился еще один приступ, из-за которого он не мог работать на улице, и он остался в своей студии в приюте, копируя работы таких художников, как Жан-Франсуа Милле. Он не смог продолжить свою серию садовых картин. Его брату Тео, должно быть, было жаль это слышать; в январе он написал Винсенту:
«Знаете ли вы, что, когда я снова увидел ваши оливковые деревья, я обнаружил, что они становятся все красивее и красивее, особенно великолепно то, что с закатом»
Сегодня можно посетить монастырь-лечебницу Сен-Реми-де-Прованс, увидеть знаменитый дворик, цветущие ирисы и лаванду, памятник Ван Гогу, а также посетить комнату художника. Можно познакомиться с пейзажами, которые вдохновили Винсента Ван Гога. Благодаря репродукциям самых известных работ художника, размещенных в местах, где он творил, можно рассмотреть каждую работу в перспективе в ее естественной среде, в той обстановке, в которой художник их видел, чтобы лучше понять его творчество...
Фото Глеб Бычков
Комментариев нет:
Отправить комментарий