Найдите нас на фейсбуке

понедельник, 8 марта 2021 г.

Группа еврейских и израильских ученых считает, что Азербайджан стоит за кампанией клеветы на Армению

На израильском сайте Аруц7 опубликовано "Открытое письмо в защиту доброго имени Армении и ее народа".

Перед вами перевод этого письма на русском языке.

Проф. Реувен Амитаи, 4 марта 2021 г. 13:57

Мы, нижеподписавшиеся, являемся еврейскими и израильскими учеными в области изучения Ближнего и Среднего Востока. Мы пишем это открытое письмо в защиту чести и доброго имени народа и его страны недалеко от нашей родины - Армении. Мы пишем это потому, что в израильской и еврейской прессе, как мы подозреваем, финансируемой правительством Азербайджана, проводится кампания по клевете и клевете на армян. Одна такая статья появилась на веб-сайте Arutz Sheva (который, следует добавить, также разместил несколько статей, объясняющих армянскую точку зрения) в статье Пола Миллера от 23 февраля 2021 года в Jerusalem Post and Tablet.

Армяне - древняя цивилизация, они первыми приняли христианство как свою национальную веру. Армянский квартал в Старом городе нашей национальной столицы Иерусалима существует уже полторы тысячи лет. На протяжении шестнадцати веков армяне писали на своём языке, отдаленно связанный с греческим, уникальным фонетическим алфавитом, форму которого ученый-святой воспринимал в мистическом видении. Они вырезают из вулканического камня ажурные филигранные кресты. У них есть иллюминированные рукописи, являющиеся сокровищами мирового искусства.

Армяне любят собираться вместе за роскошными гостеприимными обедами. Это очень многострадальный народ: когда народы вокруг них обратились в ислам, а они нет, они превратились в остров, опустошенный вторжениями и опустошенный изгнанием. Потеряв независимость, не имея политической и военной силы, они, как и наш народ, создали царство творчества, добрых дел. Обширная армянская община преуспела в бизнесе, медицине, искусстве и письме - их название диаспоры происходит от еврейского слова галут. Хотя в Армении нет коренной еврейской общины, наличие еврейской религиозной терминологии в армянском языке предполагает наличие некоторых очень ранних связей.

Столетие назад османские турецкие националисты использовали Первую мировую войну как предлог для истребления армян, которых обвиняли, как и евреев, в нелояльной пятой колонне. Некоторые из азербайджанских двоюродных братьев турок участвовали в антиармянских погромах в различных местах, в том числе в регионе под названием Нагорный Карабах. Спустя поколение после этих событий польский еврейский юрист Рафаэль Лемкин ввел термин «геноцид», чтобы описать то, что было сделано с армянами, и что происходило во время Второй мировой войны с нашим собственным народом в Европе.

Чешский еврейский романист Франц Верфель написал бестселлер «Сорок дней Муса Дага» об успешном вооруженном сопротивлении армянских сельских жителей приказу о депортации Турции. Книга вдохновила как наших бойцов Варшавского гетто в 1943 году, так и нашу Хагану, поскольку она готовилась дать последний бой на Кармеле, если нацисты прорвутся на Землю Израиля.

После Первой мировой войны западные державы поддержали турецкую дружбу в крестовом походе против коммунизма. Соединенные Штаты отказались от своей политики защиты обездоленных и бездомных, переживших армянскую резню. На восточной окраине исторической Армении, в управляемом Советским Союзом Закавказье, было основано маленькое советское армянское государство, пережившее свое существование.

Об Израиле говорили, что на квадратный квартал ему приснилось больше кошмаров, чем в любой другой стране. В Армении было что-то вроде этого: сломленные люди, охваченные воспоминаниями об ужасе, пытались сажать деревья, строить города и начинать новую жизнь. В Израиле мы заставили пустыню цвести; армяне сделали то же самое на своей каменистой почве, но им пришлось бороться с коллективизацией, сталинскими чистками, тяжелой рукой Большого Брата на севере и внимательным вниманием тайной полиции.

Когда Советский Союз распался, крайние националистические идеологии и религиозный экстремизм ворвались в умы, освобожденные семью десятилетиями навязанной коммунистической догмы. Накопленная межэтническая напряженность переросла в войну как внутри, так и между многими бывшими советскими республиками, включая соседние Армению и Азербайджан. Две новые независимые страны начали войну из-за анклава Карабах в Азербайджане, где большинство населения составляют армяне, население которого требовало автономии. Погибло около тридцати тысяч жизней; и армяне получили и Карабах, и широкую стратегическую буферную зону в прилегающих районах. Почти миллион азербайджанских беженцев были вынуждены покинуть свои дома и фермы.

Богатый нефтью прозападный Азербайджан, граничащий с Ираном, тем временем стал торговым партнером и союзником Израиля, предложив нашим военно-воздушным силам место для стоянки возле иранской границы. Нынешний иранский режим извергает антисемитскую клевету и клянется уничтожить Израиль: после Второй мировой войны было бы безумием не принимать всерьез такие экзистенциальные угрозы. Более того, в Азербайджане есть большая и очень старая еврейская община. Мы подчеркиваем здесь, что не оспариваем жизненно важные национальные интересы нашей страны и не приносим никаких извинений никому на земле за то, что защищаем себя.

Осенью 2020 года Азербайджан начал войну за возвращение Карабаха. Россия продавала оружие обеим сторонам; Турция массово поддерживала Азербайджан людьми и военной техникой, в том числе высокотехнологичными дронами; Израиль также продавал своему союзнику беспилотные летательные аппараты и другое оборудование. У России есть оборонный пакт с Арменией, но, поскольку собственно Армения не была захвачена, Путин предпочел остаться в стороне. Таким образом, он, возможно, преследовал долгосрочную стратегию ухода Турции от НАТО.

Азербайджан нанес армянам сокрушительное и полное поражение: Россия вмешалась в последний момент, чтобы заключить соглашение о прекращении огня и разместить в этом районе часть миротворческих сил своей армии. Это не была война Израиля. У нас правильные отношения с Арменией. Мы не должны принимать чью-то сторону.

Антисемитизм глубоко укоренился и широко распространен в Армении, хотя и не в большей степени, чем в большинстве христианских обществ. Некоторые из нас, арменоведов, неоднократно сталкивались с подобными предубеждениями на собственном опыте. Неудивительно, что недавняя война послужила поводом для таких нападений на Израиль, особенно в социальных сетях. Азербайджан воспользовался этим, чтобы развернуть пропагандистскую кампанию в еврейских и израильских СМИ. Интересно, что все статьи, якобы написанные разными авторами из разных мест, сводятся к одним и тем же двум или трем пунктам.

В этих статьях упоминается недавний вандализм в отношении скромного мемориала Холокоста в столице Армении Ереване. Это правда; но, к сожалению, трудно назвать страну, чьи памятники Холокосту не были осквернены. Чтобы ни в коем случае не оправдывать вандализм, нужно все же указать, что мемориал и исследовательский центр Холокоста Яд Вашем в Израиле тщательно избегает всякого упоминания Геноцида армян в своих экспонатах, несмотря на то, что Гитлер был вдохновлен этим при составлении своих планов относительно Геноцида армян. Окончательное решение. Чем больше мы знаем об истории нацистского движения, тем важнее становится прототип - убийство армян.

Другой важный момент, о котором говорится в статьях, заключается в том, что Армения устанавливает статуи и иным образом чтит память Гарегина Нжде, лидера Армянской революционной федерации, или Дашнакцутюн, который сформировал и командовал армянским отрядом в нацистской армии. В Америке в 1930-е годы дашнаки организовали молодежное движение под названием «Общество расового поклонения». Хотя партия имела широкую народную базу и большинство дашнаков не участвовало в террористических актах, ее политика часто была экстремистской. Дашнакские наемные убийцы зарезали пережившего Геноцид армян архиепископа Гевонта Туряна в его церкви в Нью-Йорке, когда он служил мессу на Рождество. Его преступление? Он выразил поддержку крохотной новорожденной Советской Армении. Тысячи американцев армянского происхождения были возмущены убийством, многие из них несколько лет спустя сражались с Гитлером в военной форме.

Но вот в чем дело. Армянский мальчик, также выживший, был среди тысяч испуганных верующих, ставших свидетелями убийства в церкви Святого Креста в Армении в верхнем Манхэттене. Его звали Аведис Дерунян, и преступление побудило его поклясться бороться с фашизмом в его приемной стране, Америке.

Используя имя Джон Рой Карлсон, он проник в ряд крайне правых, антисемитских организаций: America Firsters, Silver Shirts, Немецко-американский союз, сторонников отца Кафлина и Чарльза Линдберга. Его книга «Под прикрытием» стала бестселлером и пробудила американцев к угрозе нацистской мятежа у себя дома. После войны Дерунян отправился на Ближний Восток: его книга «От Каира до Дамаска» раскрывает тесные связи коррумпированных арабских режимов с сбежавшими нацистскими преступниками, которые надеются завершить дело, уничтожив Израиль. Дерунян,преследуемый дашнаками в эпоху Маккарти (дашнаки с тех пор переименовали себя в «левых» и «прогрессивных»), прожил оставшиеся годы в тихой безвестности, часто проводя дни в библиотеке Бнай-Брит. Азербайджанские пропагандисты предпочитают забыть о Деруняне. Но должны ли мы?

Мы согласны с тем, что поступок Нжде был преступным. Но в Армении его поминают не за его послужной список во Второй мировой войне, а за его предыдущую военную роль в защите зарождающейся первой армянской республики после геноцида 1915 года.

И легко исказить историю: большинство армян, завербованных в нацистский вермахт, были военнопленными Красной армии, которых бы убили в концлагерях, если бы они не присоединились к его отряду. Для большинства из них это был единственный способ избежать верной смерти; и многие использовали его, чтобы вернуться на советские рубежи. Эти дезертирства вызвали у Гитлера такое недоверие к армянской дивизии вермахта, что он поручил ей опасную и важную задачу… охранять виноградники на юге Франции. Между тем сотни тысяч советских армян отдали свои жизни в борьбе с Гитлером, бросившись в бой на танках, на бортах которых было написано имя средневекового армянского эпического героя Давида Сасунского. Многие воевали под командованием Белорусского фронта маршала Баграмяна.

А во Франции, к северу от этих виноградников, поэт, фабричный рабочий и переживший Геноцид армян по имени Мисак Манушян получил задание от коммунистической партии сформировать отряд для выполнения особо опасных миссий Сопротивления.

Его товарищами были польские евреи и беженцы времен гражданской войны в Испании. Манушян и его соратники-борцы за свободу были схвачены гестапо, подвергнуты пыткам и убиты. В течение многих лет Манушян и его люди не считались достаточно «французами», чтобы их признала страна, за которую они погибли. Теперь пропагандисты Азербайджана, изображая армян как нацистов, заново оскверняют их память.

Легко использовать факт, чтобы солгать, как это делают апологеты Азербайджана. Мы предпочитаем предоставлять правдивый контекст для этих фактов и фиксировать другие факты, которые они упускают. В этом разница между наукой и пропагандой, между правдой и ложью.

В этой пропагандистской кампании Азербайджан представлен как лучший друг еврейского народа. Опять же, это не верная картина. Приведем лишь один случай, когда азербайджанская община действовала с умышленной и беспричинной враждебностью по отношению к беззащитному еврею. Лев Нусимбаум вырос в Баку, столице Азербайджана, а после русской революции переехал в Берлин. Он обратился в ислам, взял имя Курбан Саид и опубликовал романтический роман «Али и Нино». Герой - мальчик-мусульманин; а злодей книги - богатый армянин с большой, черной, длинной, мощной… машиной. В годы нацистского режима местная азербайджанская община в Германии продолжала выдавать бедного г-на Саида гестапо как еврея. Он сбежал в Италию и чудом выжил там, скрывшись.Вы не найдете этого необоснованного случая в панегириках азербайджанскому филосемитизму.

Мы не можем устранить всю дезинформацию, исходящую из Баку. Но мы хотели бы заявить здесь, что мы, именно как евреи и израильтяне, поддерживаем право армянского народа жить как свободный народ на своей родной земле. Мы уважаем их древнюю, благородную и уникальную культуру. Мы осуждаем ненавистную клевету, направленную против них. Мы также осуждаем все проявления антисемитизма, независимо от их предлога.

Мы выступаем против агрессии против армян и считаем, что наша страна не должна иметь к ней никакого отношения. Мы будем рядом с ними.

Первая жертва войны - правда. Мы это знаем; и мы также знаем старую хасидскую поговорку о том, что истина вездесуща, потому что, где бы она ни пыталась жить, люди выгоняют ее из города. И мы можем добавить в досье эту армянскую пословицу: «Если ты говоришь правду, держись одной ногой в стремени». (То есть, чтобы вы могли быстро убежать.)

Было много войн, и они продолжаются, потому что истина - жертва каждой из них. Но правда, как и нас, Людей Книги, не может быть убита.  Он продолжает возвращаться. Диктаторы Путин и Эрдоган могут делать в своих несчастных странах все, что им заблагорассудится, принося невинных в жертву своим грязным играм, но не здесь. Мы не позволим азербайджанской фабрике пропаганды, сколько бы нефтяных денег она ни платила своим агентам, изгнать правду из Израиля. И мы обеими ногами вышли из стремена и твердо стоим на этой земле: мы будем продолжать свидетельствовать об истине, и мы тоже никуда не пойдем.


Подпись:

Джеймс Рассел, почетный профессор Арменоведения им. Маштоца, Гарвардский университет

Майкл Стоун, почетный профессор арменоведения и сравнительного религиоведения Еврейского университета в Иерусалиме

Йоав Лёфф, преподаватель арменоведческих исследований, Еврейский университет Иерусалима

Одед Стейнберг, преподаватель международных отношений и европейских исследований, Еврейский университет Иерусалима

Реувен Амитаи, профессор истории Ближнего Востока, Еврейский университет Иерусалима

Комментариев нет:

Отправить комментарий