Найдите нас на фейсбуке

вторник, 23 марта 2021 г.

«Спасти памятники культуры, чтобы они спасли нас»

Выступление Михаила Пиотровского на Симпозиуме «Христианское историко-культурное наследие народов Армянского нагорья и прилегающих территорий»

https://www.armspb.org/post/piotrovsky-3-3-2021

Михаил Пиотровский:

3 марта 2021 года в онлайн-формате открылся симпозиум «Христианское историко-культурное наследие народов Армянского нагорья и прилегающих территорий», организованный Форумом армянских ассоциаций Европы (ФААЕ) и посвящённый защите памятников культуры.

Указанная тема стала крайне актуальной с конца сентября 2020 года - начала войны Турции, Азербайджана и террористических групп джихадистов из ряда стран против Арцаха. Напомним, что 17 ноября 2020 г. по инициативе ряда организаций, в т.ч. Армянской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга, было послано Открытое письмо семидесяти видных деятелей культуры В. Путину касательно культурного и исторического наследия

Нагорного Карабаха. С другим письмом к В. Путину обратились и председатели творческих союзов Армении и Арцаха. 24-25 февраля состоялся круглый стол «Карабахский конфликт: к миру через культуру». За короткое время с октября 2020 года было около двадцати обращений по христианскому наследию и около пятидесяти обращений по культурному наследию, причем все - международного уровня, которые были подписаны сотнями видных деятелей культуры.


В открытии симпозиума 3 марта 2021 года также приняли участие

  • Его Святейшество Верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин II,

  • достопочтенный и досточтимый лорд Джордж Леонард Кэри из Клифтона — бывший архиепископ Кентерберийский (Великобритания),

  • ряд членов Палаты лордов (Великобритания).


Публикуем выступление генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского на открытии симпозиума с сайта Эрмитажа. Фотографии приведены из статьи Валерии Олюниной об изданной в 2018 г. книге Джеральдина Нормана «Пиотровские. Хранители Ковчега». * * * Выступление Михаила Пиотровского на открытии симпозиума


«Спасти памятники культуры, чтобы они спасли нас»

Христианская культура в опасности. Под угрозой не только памятники, но и само пребывание восточных христиан на собственно Востоке. Сирия, Палестина, Ливан, Ирак - тому примеры. Если христианское присутствие исчезнет на Востоке, его родине, то христианства не станет вообще. Поэтому я приветствую это собрание и участвую в нем, хотя считаю большой и принципиальной неудачей то, что в нашей встрече не участвуют представители интеллигенции Азербайджана, Грузии и Северного Кавказа. Мне решительно не нравится также конфронтационный термин «фальсификация истории», хотя его и любят использовать в России. Историю нельзя фальсифицировать, фальсифицировать можно только документы. Ист)орию можно интерпретировать или искажать.

Борис Пиотровский (отец Михаила Пиотровского) и Иосиф Орбели (1952)

Слова и формулировки очень важны, ибо необходим конструктивный спор. Иначе мы будем терять памятники. Я хорошо помню, как в дни, когда фанатики разрушили мавзолеи Тимбукту, в Петербурге происходило большое собрание ЮНЕСКО и было произнесены сильные слова осуждения в адрес уничтожения культурных ценностей. В ответ на это на следующий день люди вышли на улицы Тимбукту и торжественно разрушили еще несколько мавзолеев. Такую реакцию надо всегда иметь в виду, так же, впрочем, как и то, что именно ситуация с Тимбукту дал пример первого судебного приговора за уничтожение культурного наследия.

Кроме осуждения нам нужно, в первую очередь, постоянно и непрерывно фиксировать состояние памятников культуры, малейшие изменения и всевозможные, даже мельчайшие угрозы. Я думаю, что это - одна из главных задач этой и следующих встреч. Во время Карабахской войны я опубликовал «Дербентский призыв» о необходимости объединить усилия для непрерывного (это - в стиле современного, заполненного камерами и айфонами, мира) слежения за жизнью всех памятников на Ближнем Востоке и на Кавказе, имея в виду и Южный, и Северный Кавказ. Призыв был провозглашен в Дербенте во время замечательной знаковой конференции ЮНЕСКО. Там обсуждалось одно из сооружений дербентской крепости, Нарын-кала. То, что долго считалось водохранилищем, оказалось фундаментом одного из древнейших христианских сооружений на Кавказе. И это было воспринято «на ура» руководством и народом мусульманской республики Дагестан, одного из культурных наследников Кавказской Албании. Дискуссия шла не о том, храм это или нет, а о том каков был его тип - базилика или мартирий. На мой взгляд - это как раз то, что нужно нам сегодня. Мы оказались внезапно внутри средневековой бойни, в которую вовлечены и памятники. Думаю, что именно памятники и история культуры помогут нам из этого средневековья выбраться обратно в 21 век. Государственный Эрмитаж, который я имею честь возглавлять, - универсальный и энциклопедический музей, который на днях обновил свой уникальный отдел культуры Кавказа. Там представлены шедевры древнего, христианского и мусульманского искусства. Урартские древности, в том числе и новые дары, древние сосуды из Бори, капитель из Гарни, хачкары и Скеврский складень, изразцы Мавзолея Пир Хусейна и керамика их Орен Калы, рельефы Кубачи, шелковые одежды из Мощевой балки. Дагестан, Грузия, Карачаево-Черкесия, Азербайджан, Армения, Осетия. Все они находятся в диалоге с другими коллекциями Эрмитажа и друг с другом. Рассказывая о единстве мировой культуры вообще, они еще и напоминают о том, что разнообразие - этническое и религиозное - великое достоинство и богатство Кавказа и Ближнего Востока.

Я очень надеюсь, что люди, для которых культура, своя и чужая, выше чувств ненависти и мести, даже обоснованных, будут определять жизнь нашего мира и судьбу христианства и его памятников, а значит его живой памяти.


Проф. Михаил Пиотровский Генеральный директор Государственного Эрмитажа, Декан Восточного факультета Санкт-Петербургского Государственного факультета. Академик Российской Академии наук и Российской Академии художеств, Иностранный член Национальной Академии наук Армении, Иностранный член Академии надписей и словесности Института Франции и Американской академии наук и искусств



Эта информация в других веб ресурсах


Комментариев нет:

Отправить комментарий