Найдите нас на фейсбуке

четверг, 3 февраля 2022 г.

Сталин был недоволен: почему изучение Урарту едва не обернулось трагедией для Пиотровского

 

«В 1951 г. Сталин читал статью Б. Б. Пиотровского “Урарту” (1951). Читал раздраженно, с карандашом в руках. И по всему было ясно, что взялся он за нее не просто так. Сборник “По следам древних культур”, популярный обзор достижений советских археологов, ему прислали из редакции “Правды”. Скорее всего – с умыслом и с комментариями. Другие статьи этого сборника Сталин читать не стал», – писал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, сын Бориса Пиотровского, выдающегося исследователя урартской культуры. Почему Иосиф Сталин оказался недоволен работой археолога и как она едва не обернулась для ученого трагедией, Михаил Борисович поведал в предисловии к переизданию главных научных трудов отца.

Неудовольствие Иосифа Сталина, прежде всего, вызвало предисловие с похвалами в адрес «первооткрывателя Урарту». Михаил Пиотровский отмечает: в чем-то читатель был прав, ведь Бориса Борисовича нельзя назвать первым исследователем Урарту. Впрочем, ученый никогда этого не утверждал. Во всех своих работах Пиотровский подробно и с большим уважением рассказывал о своих учителях. Хотя, безусловно, именно благодаря проведенным им раскопкам и написанным книгам «малоизвестная древняя культура обрела почти осязаемый облик великого древнего царства с его впечатляющей историей завоеваний и поражений, с непокорными крепостями, художественным оружием, таинственной письменностью. Урарту стало важным элементом исторического самосознания советского народа как “древнейшее государство на территории СССР”». Об Урарту писали в учебниках, рассказывали в университетах, а за написанный в блокадном Ленинграде труд «История и культура Урарту» (1944) Пиотровский в 1946 году получил Сталинскую премию. Казалось, что все шло замечательно.

«Пометки, сделанные на полях сборника могущественной рукой, ехидные “ха-ха”, подчеркивания, зигзаги и волнистые линии не оставляют сомнений: Сталин недоволен. Резкую реакцию вождя и автора трудов по языкознанию вызывает всякое упоминание в связи с Урарту Армении, армян, армянского языка, армянской культуры. Хотя таких мест в статье немного», – писал Михаил Борисович. Дело в том, что крепость Тейшебаини на холме Кармир-Блур была раскопана Пиотровским неподалеку от Еревана, да и основные урартские памятники на территории СССР находились в Армении – все это наполняло жителей Республики гордостью, а некоторые и вовсе стали считать себя потомками урартского народа.

Тогда Пиотровский постарался «остудить горячие головы» работой «О происхождении армянского народа» (1946), в которой показал, что «Закавказье было лишь покоренной периферией обширного государства Урарту, поэтому все насельники его бывшей территории имеют право числить себя в ряду потомков его жителей». Проблему это не решило: к армянам присоединились грузины и турки – для них история Урарту тоже стала предысторией собственной страны. Споры эти, отмечал Михаил Пиотровский, к науке никакого отношения не имели, и его отцу нередко приходилось реагировать на самые безудержные фантазии.

Далее читайте здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий