Найдите нас на фейсбуке

среда, 23 декабря 2020 г.

Они живы!

Nata Brettell

 #армянскиевоины

Забегая вперёд скажу, что когда я дописала последнюю строчку, случилось ЧУДО! Но по порядку...
Приехала в Slavmed повидаться с солдатами. И тут мне говорят: «Ребята в церковь пошли».
«Как, пошли, -думаю? Они же раненные - на костылях, на колясках ...»
Устроилась в кабинете
Karen Martirosyan Xelok
, который их оперировал и делал все возможное и невозможное (о нем следующий рассказ). Жду.
-Знаешь, - говорит Карен, я ведь оперирую уже 27 лет. Насмотрелся, пережил... Но видеть этих 18-20 летних ребят так тяжело было... Когда их начали привозить вертолетами, сотнями, тысячами...
И в каком состоянии привозили! А ведь они, перебитые, как в землю вросли-ни шагу назад! Случалось командование слабину давало, а ребята - стояли!
Я чувствую себя должным им. Мне стыдно перед ними. Будто это я послал их в эту мясорубку.
Понимаю головой, что не так, но все равно стыдно...
И у меня вопрос возникает к пославшим их туда. К этим.... Неужели у вас ничего в душе не возникает? Вы же ребят на заклание послали! Ведь у них не было ничего - минометы против самолетов и беспилотников.
Послали на заклание мальчишек 2-3 месячной службы...
Тут в кабинет на коляске въезжает Тигран. Только из церкви вернулся... Сам он из Мегри. Воевал под Степанакертом.
-Бжижк джан, - говорит, - я знаете, что подумал... Хочу часовню построить. Со священником вот поговорил...
-Я тебе помогу, - говорит Карен.
-Нет, - я сам.
-Ну, если я камни принесу, ты же возьмёшь?
-Возьму. Но я сам должен все сделать. Вот только на ноги встану и начну строить.
-Встанешь, Тигран джан. Потерпи немного.
-Терплю, бжижк джан.
-Ты за всех нас воевал...
-За Родину. А как по-другому ?
Выезжая из кабинета, Тигран оборачивается и так по-доброму мне говорит:
-Приходите ещё.
-Что тебе принести, когда приду?
-Ничего, - улыбается. Просто приходите.
Пойдем, - Карен встаёт из-за стола, - с Оником познакомлю. В критический момент парень на себя командование взял. Минометчиком был. Расчёты классно делал. Стопу ему чудом сохранили. Вот теперь ждём спеца из протезной мастерской. Оник - молодец. Ходить учиться ...
Заходим в палату. Оник - озорной такой. Глаза огромные.
-Ты сам откуда?, - спрашиваю.
-Из Мардакерта.
-А планы какие?
-хотел парикмахером, но сейчас думаю бухгалтером стать. У меня считать получается.
Фотографироваться Оник не хочет, но слово за слово....
-Тогда вы меня стоя сфотографируйте, - говорит, поднимаясь с постели.
Я уже стою!
Выходим из палаты, переглядываемся.
-Нат, и вот эти пацаны, которые вчера еще в Инстаграме зависали, сегодня всю страну защищают! Весь огонь на себя приняли... Герои они!
А Каро, увидишь... Добровольцем пошёл, 46 ему. Смотришь на человека - настоящий воин. И без позёрства, без пафоса. Сам из Шуши. Ведь все потерял и впереди неизвестность. Ранения серьезные - рука, ноги... А стержень какой! Из стали!
Возвращаемся в кабинет, за нами Каро - обсудить новости. Мол, что слышно из Арцаха, с границ. Слушаю, фотографирую. Из разговоров понимаю, что ранения получил от вражеского танка, оказавшегося в 3 метрах. На себя огонь принял. За ним ребята были. Спаслись...
-Вы и в первую воевали?, - спрашиваю.
-Да, разведчиком был.
-Представляю, через что прошли...
-Всякое было ...
Замолкаю. Вот ведь какая штука... Как разговаривать с людьми, прошедшими войну? Может спросишь, а это растревожит то, что тревожить нельзя? Может они все забыть хотят? Может больно им вспоминать потери... Вопросы задать, узнать - хочется, но нет, стоп! Главное их душевный покой, их границы, которые мы обязаны уважать.
Так что, замолкаю и слушаю сердцем. Жду. Захотят рассказать, расскажут.
Разговор поворачивается к физиотерапевту Элизабет. Добровольцем она приехала из Америки. И на днях уезжает.
-Как же мы без нее?,- сетует Каро. Я-то разрабатываю руку как могу, но это же не то совсем...
Каро встаёт, берет костыли...
- Пойду...
И уже в дверях:
-К чему все приведёт? Ислам против христианства? Война цивилизаций? Что же будет с нашим миром?
Молчим. А что сказать?
Сижу, тереблю какой-то шнурок, думаю : «А что же будет с Каро? Он ведь теперь без дома получается?»
-Бжижк джан, можно?
В дверях появляется Сурен. Улыбчивый, открытый. Заходит, устраивается на кушетке.
-Сам-то откуда?, спрашиваю.
-Из Масиса.
-А воевал где?
-В Джабраиле, с самого начала. Потом приказ дали отступать. И Гадрут перевели.
-Ой, Сурен (кидаюсь к рюкзаку, достаю телефон), посмотри пожалуйста - может ты видел этих ребят? Они там пропали. Меня просили поспрашивать.
Сурен всматривается в лица. Вижу-погрустнел.
-Нет, не видел вроде... В Гадруте в засаду попали. Я сутки раненный в поле лежал. Турки меня специально не убили, ноги прострелили. Думали, я офицер или спецназовец. Решили ранят, а потом в плен возьмут. И я подумал: во чтобы-то не стало, не дамся им. Ползти начал. Обе ноги не чувствовал, но полз. Долго, полз. Наконец смотрю - наши. Руку поднял - машу, знаки подаю. А у меня на рукаве белый крест был. Его наши и увидели. Спасли меня. Парень один, дай Бог ему здоровья, меня на себе километры протащил. А я ведь 120 кило весил.
-Сурен, а вам психолога предоставили?
-Да, послали вначале. Знаете, как было. Лежим в палате, много нас. Так девушка-психолог с солдатом, который рядом, давай сеанс проводить. И такое его спрашивает. А я рядом лежу двигаться не могу. Говорит ему: «представь то, представь это, как камень летит»... В общем, я разнервничался и говорю: «Выйдете в коридор и том говорите. При нас-то зачем?»
Лучше бы священников прислали. Вот я в церковь пошёл, поговорил и мне легче стало. В церкви посидел и на душе спокойно...
-Суро, говорю, а можно я тебя обниму?
-Да, -улыбнулся, засмущался.
-Спасибо тебе, Сурен. За все спасибо. И за чистоту и силу - тогда и сейчас ...
И за то, что после всего пережитого ты ещё улыбаться можешь.
-Так ведь жив остался!
-Ну, а твоя улыбка и нас к жизни возвращает, Сурен джан.
.... и тут раздаётся звонок!
-Ната , кричит мне в трубку Мушег.
Нашлись ребята! Шестеро. Они живы!!!! 70 дней в окружении были. Я тебе сейчас фамилии назову - люди должны знать: НАШИ ЛЬВЫ ЖИВЫ!!
Диктует мне фамилии. Последней называет «Туманян Руслан...
-Мушег, так это тот парень, помнишь, я тебе его фото показывала. Мы столько его разыскивали, всем фото давали... Вот и Сурену недавно... Так он жив? ЭТО ЖЕ ЧУДО!
... И тут мы расплакались...
Плакали в трубку и только могли, что повторять: «О Боже, о Боже»....

Комментариев нет:

Отправить комментарий