Найдите нас на фейсбуке

понедельник, 28 декабря 2020 г.

Мемуары прародителей: армянская пещера-подобная «квартира» в Арцахе

Marina Kozliner

Продолжаю серию "Мемуары моих прародителей",на этот раз рассказы моей бабушки Маро Хачатрян

Спасибо дорогая տատա ջան։Спасибо моей маме
Shushan Gyulkhasyan
за литературное оформление и перевод на русский язык.
"Наша пещера"
Я родилась в 1925 году в селе Маганджуг Горисского района. Наша пещера-подобная «квартира» состояла из большой комнаты с ертиком (отверстие в потолке) и двумя тонирами (цилиндрическая печь - очаг в полу) - большим и маленьким. В большом тонире мы пекли хлеб, а в маленьком готовили еду, а когда огонь угасал, над ним ставили деревянную тахту, покрытую карпетом (ковёр). Мы все садились вокруг тонира и грели ноги под тахтой, которая служила нам столом. В деревне каждый ребенок летом и осенью собирал из садов свой зимний запас - орехи, сушенный тут, разные злаки и хранил его в своем мешочке. Зимой мы садились вокруг тонира, открывали свои заветные мешочки и понемногу лакомились своими запасами. В деревне новорожденных целый год держали в специальной деревянной люльке. На дне люльки было вырезано отверстие, которое совпадало с отверстием в матрасике, набитом опилками. Под матрасиком приспосабливали глиняный сосуд, в который выливались детские испражнения. Младенцы ниже пояса лежали под одеялом голышом, но перевязанные. Между ног клали специальные приспособления: для мальчиков в виде трубки, а для девочек плоские. Ручки младенца, да и сам он был крепко связан. Благодаря этим нехитрым приспособлениям ребенок весь день оставался сухим. Моя мама с утра уходила работать в поле, приходила вечером,опускалась на колени и прямо в люльке кормила меня, потом купала,пеленала и снова укладывала в люльку. Жилище не отапливалось, а ертик был открыт, поэтому в помещении было прохладно. В холодную погоду мы поверх шерстяных носков надевали кожаную самодельную обувь – трехи. Я тоже их носила, и даже в школу ходила в трехах,которые шил мой дядя Долухан.."
Продолжение следует....

Комментариев нет:

Отправить комментарий