Найдите нас на фейсбуке

понедельник, 7 декабря 2020 г.

СОВЕТСКИЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ УЧЕНЫЙ О ДРЕВНИХ АРМЯНСКИХ СВЯТИЛИЩАХ АРЦАХА И ХРИСТИАНСТВЕ КАВКАЗКОЙ АЛБАНИИ

galatv сообщает:
Азербайджан передал Дадиванк удинам. Такая же судьба ждет и другие наши монастыри и церкви, перешедшие Азербайджану. Удины - единственные оставшиеся христианские потомки Кавказской Албании.
Остальные 26 племен Кавказской Албании приняли ислам и продолжают жить в северных регионах Азербайджана. Удинов в Азербайджане немного. Есть они кстати и в Армении, но это в основном ассимилированные удины.
После депортации армян все наше историческое и культурное наследие, оставшееся на территории Азербайджана, было отнесено к "албанскому" периоду и перешло к удинам.
Поскольку на стенах монастырей, хачкаров и надгробий имелись армянские надписи, азербайджанцы или пытались стереть надписи выскабливанием и шлифовкой, или переворачивали камни на 180 градусов и утверждали, что это буквы "албанского алфавита". Но поскольку такого алфавита никогда не существовало, была придумана легенда, что армяне его украли и уничтожили все надписи на "албанском".
На территории Азербайджана оставили только одну армянскую церковь в Баку, убрали крест с куполов и превратили его в библиотеку, чтобы продемонстрировать приезжающим из-за границы делегациям свою "толерантность".
Даже уничтожение армянских хачкаров в Нахичеванe было оправдано тем, что они тоже "албанского" происхождения, и правительство Азербайджана в праве поступать со своим наследием так, как им заблагорассудится.
Мы очень надеемся, что будут предприняты все необходимые шаги для предотвращения "албанизации" армянских церквей.

В 1962г. АЕ Азерб.ССР издала труд "Древняя Албания 3-1в. до н.э." советского азербайджанского ученого, историка З.Ямпольского - одного из пионеров в изучении истории Кавказкой Албании - основного направления его деятельно. Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги, где автор отмечает наличие на территории исторического Арцаха в эпоху Кавказкой Албании древних армянских святилищ, что свидетельствует о древнем проживании на этой территории армян. А также Ямпольский подвергает сомнению достопримечательность сведений "Летопись Кавказкой Албании":👇

"Албанские церковные деятели боролись (на феодальной основе) с тезисом, отмеченным у Евсевия: «Армяне — первый христианский народ в мире», и для этого в Летописи Кавказской Албании могла появиться начисто отрицаемая армяно- григорьянскойцерковной историографией версия о привнесении в Албанию в Iв. христианства посланцем апостола Фомы - его учеником Фаддеем (отмеченным у Моисея Хоренского, по Евсевию) и учеником последнего, традиционно чтившимся в Кавказской Албании апостолом Египте (Елисеем)." То есть, даже первый советско- азербайджанский историк, старательно подтачивавший историю Кавказкой Албании под историю Азербайджана и азербайджанцев подчеркивал факт фальсификации Летописи Кавказской Албании самими летописцами! Поэтому достоверность их (летописей) сведений о христианстве в Кавказской Албанией не может быть принята за истину. И в подтверждение наших выводов, З.Ямпольский подчеркивает в своем труде: "Какие бы цели ни преследовали авторы Летописи Кавказской Албании, расписывая деятельность Елисея,
👉как бы ни были искажены или даже фальсифицированы материалы о первом проникновении христианства в Кавказскую Албанию, для нас здесь важно, что церковь вГисе считается древнейшей в Албании." Далее Ямпольский отмечает: "Месроп Маштоц «достиг пределов востока в области Ути и расположился жить в болотистых местах, покрытых мхом у места, называемого Гис», что также относится к зоне Киша. Затем, в конце VIIв. албанский католикос Тер-Елиазар «из епископов Шака; он обрел св. Крест, скрытый св. Месропом в селе Гис... и определил, что день Креста праздновался в селе Гис»...Около мартунинского Гиши в XIXв. было известно святилище Восканянц хач. Летопись Кавказской Албании отмечает для "VIIв., что в христианской часовне «получали исцеление, что больные «брали землю в церквах, где лежали мощи святых, и получали исцеление». В этой связи следует отметить святилище Егиш аракел, сосредоточенное в монастыре. По преданию, там из-за священного камня Али убил брата царя Кабалы и многих удин. На этом месте они и были похоронены, и там был построен монастырь Егиш аракел. Это святилище посещалось и удинами для излечения. Известно еще одно святилище Егише в виде небольшой церковки и другое святилище Егише на горе, около старого монастыря. Отмеченные выше святилища Егише так же связаны с этой традицией, как и святилище-руины церковки Килиса. Оно же именовалось ❗"ЭРМЯНИ" (АРМЯНСКИМ)❗, очевидно, потому что в VIII—Xвв. понятие "григорьянин" и понятие "армянин" были ТОЖДЕСТВЕННЫ.❗ Святилище особенно часто посещалось по пятницам, по средам и по субботам. Наблюдавшие это святилище видели там, женщин- паломниц. МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ ГОВОРИЛИ, ЧТО ЭТО — АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, что некогда ЗДЕСЬ ЖИЛИ АРМЯНЕ.❗ Один из информаторов говорил: «верят и помогает» здесь от ревматизма и др. болезней. Это святилище еще именовали Тирса, или Тарса - означает то же, что и килиса. Сохранилось предание, что в церковь вмещалось около 150 человек. Недалеко от святилища из-под земли была
вырыта чугунная литая доска от надгробия с неразборчивым текстом АРМЯНСКИМИ буквами.❗ По сведениям известного востоковеда и путешественника XIXв. И. Березина, в том же селе к могиле «святых Ильи и Андрея» ходили на поклонение. На этой могиле был камень, как пишет Березин, с «дурно иссеченной надписью Илья, Андрей». В «дурно иссеченных» словах «Илья, Андрей», может быть, следует видеть «Егише аракел» (апостол Егише), тем более, что постановка определения на второе место типична для АРМЯНСКОГО языка. Рядом с могилой, писал Березин, «существует четвероугольное небольшое здание с круглым оводом: здесь, по словам АРМЯН, была келья святых». Наблюдательность И.
Березина позволила ему, при описании этого святилища заметить, что "ДАГЕСТАНСКИЕ И ЗАКАВКАЗСКИЕ АРМЯНЕ ИМЕЮТ СВОИ ОСОБЕННЫЕ МЕСТА пелеринажей, неизвестные общей григорьянской церкви". На святилище было две надписи арабскими буквами XVв. и XVIIIв.. Там же были следы "АРМЯНСКОЙ надписи, почти изглаженной"..."
З.Ямпольский, "Древняя Албания". - АН Азерб.ССР, 1962г., с.230-235

P.S. Ямпольский один из первых стал изучать в СССР культуру Кавказкой Албании. Уроженец Баку, этот учёный очень по-азербайджански пытался представить историю и культуру Кавказкой Албании и, естественно, привязать ее к Азербайджану. Но даже при всем старании и симпатиях к Азербайджану Ямпольский признавал искажения и фальсификации истории в отношении христианизации Кавказкой Албании и принадлежности храмовых и культовых сооружений на территории Арцаха, Утика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий