В 1962г. АЕ Азерб.ССР издала труд "Древняя Албания 3-1в. до н.э." советского азербайджанского ученого, историка З.Ямпольского - одного из пионеров в изучении истории Кавказкой Албании - основного направления его деятельно. Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги, где автор отмечает наличие на территории исторического Арцаха в эпоху Кавказкой Албании древних армянских святилищ, что свидетельствует о древнем проживании на этой территории армян. А также Ямпольский подвергает сомнению достопримечательность сведений "Летопись Кавказкой Албании":![]()
понедельник, 7 декабря 2020 г.
СОВЕТСКИЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ УЧЕНЫЙ О ДРЕВНИХ АРМЯНСКИХ СВЯТИЛИЩАХ АРЦАХА И ХРИСТИАНСТВЕ КАВКАЗКОЙ АЛБАНИИ
galatv сообщает:
Азербайджан передал Дадиванк удинам. Такая же судьба ждет и другие наши монастыри и церкви, перешедшие Азербайджану. Удины - единственные оставшиеся христианские потомки Кавказской Албании.После депортации армян все наше историческое и культурное наследие, оставшееся на территории Азербайджана, было отнесено к "албанскому" периоду и перешло к удинам.
Поскольку на стенах монастырей, хачкаров и надгробий имелись армянские надписи, азербайджанцы или пытались стереть надписи выскабливанием и шлифовкой, или переворачивали камни на 180 градусов и утверждали, что это буквы "албанского алфавита". Но поскольку такого алфавита никогда не существовало, была придумана легенда, что армяне его украли и уничтожили все надписи на "албанском".
На территории Азербайджана оставили только одну армянскую церковь в Баку, убрали крест с куполов и превратили его в библиотеку, чтобы продемонстрировать приезжающим из-за границы делегациям свою "толерантность".
Даже уничтожение армянских хачкаров в Нахичеванe было оправдано тем, что они тоже "албанского" происхождения, и правительство Азербайджана в праве поступать со своим наследием так, как им заблагорассудится.
Мы очень надеемся, что будут предприняты все необходимые шаги для предотвращения "албанизации" армянских церквей.
"Албанские церковные деятели боролись (на феодальной основе) с тезисом, отмеченным у Евсевия: «Армяне — первый христианский народ в мире», и для этого в Летописи Кавказской Албании могла появиться начисто отрицаемая армяно- григорьянскойцерковной историографией версия о привнесении в Албанию в Iв. христианства посланцем апостола Фомы - его учеником Фаддеем (отмеченным у Моисея Хоренского, по Евсевию) и учеником последнего, традиционно чтившимся в Кавказской Албании апостолом Египте (Елисеем)." То есть, даже первый советско- азербайджанский историк, старательно подтачивавший историю Кавказкой Албании под историю Азербайджана и азербайджанцев подчеркивал факт фальсификации Летописи Кавказской Албании самими летописцами! Поэтому достоверность их (летописей) сведений о христианстве в Кавказской Албанией не может быть принята за истину. И в подтверждение наших выводов, З.Ямпольский подчеркивает в своем труде: "Какие бы цели ни преследовали авторы Летописи Кавказской Албании, расписывая деятельность Елисея,
вырыта чугунная литая доска от надгробия с неразборчивым текстом АРМЯНСКИМИ буквами.
По сведениям известного востоковеда и путешественника XIXв. И. Березина, в том же селе к могиле «святых Ильи и Андрея» ходили на поклонение. На этой могиле был камень, как пишет Березин, с «дурно иссеченной надписью Илья, Андрей». В «дурно иссеченных» словах «Илья, Андрей», может быть, следует видеть «Егише аракел» (апостол Егише), тем более, что постановка определения на второе место типична для АРМЯНСКОГО языка. Рядом с могилой, писал Березин, «существует четвероугольное небольшое здание с круглым оводом: здесь, по словам АРМЯН, была келья святых». Наблюдательность И.
Березина позволила ему, при описании этого святилища заметить, что "ДАГЕСТАНСКИЕ И ЗАКАВКАЗСКИЕ АРМЯНЕ ИМЕЮТ СВОИ ОСОБЕННЫЕ МЕСТА пелеринажей, неизвестные общей григорьянской церкви". На святилище было две надписи арабскими буквами XVв. и XVIIIв.. Там же были следы "АРМЯНСКОЙ надписи, почти изглаженной"..."
З.Ямпольский, "Древняя Албания". - АН Азерб.ССР, 1962г., с.230-235
P.S. Ямпольский один из первых стал изучать в СССР культуру Кавказкой Албании. Уроженец Баку, этот учёный очень по-азербайджански пытался представить историю и культуру Кавказкой Албании и, естественно, привязать ее к Азербайджану. Но даже при всем старании и симпатиях к Азербайджану Ямпольский признавал искажения и фальсификации истории в отношении христианизации Кавказкой Албании и принадлежности храмовых и культовых сооружений на территории Арцаха, Утика.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)


Комментариев нет:
Отправить комментарий