Найдите нас на фейсбуке

понедельник, 7 декабря 2020 г.

Азербайджанские солдаты изучают большой и прекрасный мир Карабах

фото Ирина Сафарян
Александр Лапшин

Сегодня прочитал у Ирина Сафарян, что в аскеранском районе Карабаха на новых границах царит полный хаос. Что власти так и не взяли под контроль новую линию границы, у многих жителей дома оказались на армянской стороне, а сады на азербайджанской. И что простые люди вынуждены сами договариваться с азербайджанскими военными, чтобы те позволили им сходить в собственные сады через границу.

Безусловно, что происходящее это неправильно и я надеюсь, что вскоре восстановится порядок, границы станут заметными и охраняемыми. Но с другой стороны меня радует, что простые люди, армяне и азербайджанцы наконец-то начали общаться и договариваться между собой. Без участия военных и политиков с обеих сторон. И ведь заметьте, им удается решать свои локальные вопросы полюбовно и с учетом взаимного уважения.
На днях из Карабаха вернулся знакомый, так он говорит пара азербайджанских солдат стоявшая на горке над трассой Горис-Бердзор-Степанакерт рассматривала проезжающие армянские машины с таким любопытством и удивлением, словно армяне это марсиане. Это не преувеличение. Откуда 19 летнему азербайджанскому солдату знать, как выглядят армяне? В Азербайджане нет армян и они видели соседей только по официальному распространителю армянофобии - телеканалу AZ TV, где соседний народ изображается исключительно негативном контексте. И так на протяжении последних тридцати лет. А тут вдруг множество армянских машин, в которых сидят люди. Вот машина остановилась, вышел мужик, отвернулся и пописал. Ого! Выходит армяне тоже иногда ходят в туалет, как и мы... А вон грузят какие-то сумки в микроавтобус, пассажиры ждут рядом, девушка вон красивая армянская, выходит у них тоже есть красивые девушки и даже улыбаются иногда, прямо как у нас....
Вам смешно? Но это правда.
В бакинской тюрьме у меня нередко простые азербайджанские полицейский и охранники спрашивали, мол, ты ведь бывал в Ереване, как там? Интересовались, что едят армяне. Спрашивали, спал ли я с армянками и если вдруг да, то какие они, также устроены как все женщины?
Вам опять смешно? А чего вы хотели, если 30 лет изоляции, ненависти, страха и враждебной пропаганды?
фото Александр Лапшин
Мне все это напомнило 1999 год, Сараево, федерация Босния и Герцоговина. Я находился там с приятельницей-сербкой и мы жили у ее родственников в сербской части Сараево, то бишь в христианской части. Но город в результате войны был разделен на две части - сербскую (христианскую) и боснякскую (мусульманскую) и между частями города проходила заметная граница. Город был весь разбомблен, повсюду следы обстрелов, половина домов брошена. Между прочим, сербов и босняков разделяли знаете кто? Правильно, российские миротворцы. В точности, как сегодня в Нагорном Карабахе.
Я помню, что между враждующими общинами курсировал одинокий троллейбус. И мы как-то решили поехать в мусульманскую часть Сараево на этот троллейбусе. Кроме нас ехать туда не решился ни один человек. Троллейбус остановился на посту российских миротворцев, они попросили наши документы и спросили, а мы вообще уверены что хотим дальше ехать? Ответили, что да. Добро, ответили россияне. И мы поехали дальше.
На мусульманской стороне были какие-то люди с оружием, что-то типа ополчения. Смотрели на нас с подозрительностью, хмуро. Вообще все на нас смотрели странно. Чужие. Не местные. Зачем приехали? Повсюду депрессивные следы разрушений, какие-то несчастные люди спешащие из магазина домой и по привычке старающиеся побыстрее перебегать открытые пространства - все же несколько лет войны и бомбежек сделали свое дело. Потом мы зашли в какое-то кафе. И опять на нас все внимание. Потом разговорились с местными босняками. Ну как разговорились? Я не говорю на сербском, а они не знают русский. Насколько это было возможно, все же два славянских языка. Ну и плюс моя спутница была местная, условно говоря, это ее родной язык, но она боялась признаться, что она православная сербка и тоже выдавала себя за русскую. И я помню, как постепенно люди успокаивались, переставали видеть в нас угрозу.
Настороженность и страх уходили. Нам даже налили пива, предложили присоединиться к их столу. Нормальные мужики абсолютно. Мусульмане или сербы, да какая разница. Напомню, это был 1999 год. С тех пор прошло 20 лет. Сегодня почти не осталось следов той страшной войны в Боснии-Герцоговине, да и люди стали спокойнее и без страха проезжают через соседние города и села, где живут бывшие недруги. Наступил ли мир? Формально да. Был я там повторно в 2017 году. Но по факту недоверие и настороженность остались. Одно радует, хотя бы начали сербы без страха ездить в супермаркет на мусульманской стороне, а мусульмане уже без опасений могут поехать всей семьей в аква-центр на сербской стороне.
Или вот вам еще пример. Года три назад летел кажется в Индию через Эмираты, пересадка в Дубае несколько часов. Пока ждал свой стыковочный рейс, заметил что рядом начинается посадка на рейс Дубай-Баку. А вы помните, что вот уж несколько лет в Азербайджане меня активно раскручивают как чудовище, угрожающее существованию этого государства. Сам президент Алиев не раз заявлял, что арест Лапшина - великая победа его страны и теперь весь мир содрогнется перед мощью Азербайджана. Обсуждают на всех уровнях, анализируют меня и мои статьи, запугивают народ страшным Лапшиным. Эдакий образ врага. Смешно и грустно. Так вот, я сижу там и читаю что-то в телефоне и замечаю, что на меня смотрят. Поднимаю глаза, а народ шепчется "Лапшин, Лапшин...". Лица тревожные у людей, напряженные. Смотрю, сидевший рядом со мной мужик отсел подальше и рюкзак свой отодвинул от страшного Лапшина, как бы я не украл его вещи, тетка какая-то детей позвала, чтобы вокруг меня не бегали и не играли, мало ли что. Не удивлюсь, если в Азербайджане рассказывают, что Лапшин на обед ест маленьких детей, посыпая из обильно перцем и солью для вкуса.
Хотелось сказать, дорогие азербайджанцы, вы чего? Вы правда думаете, что факт поездки в Карабах на два дня в качестве туриста в далеком 2011 году делает меня терминатором, хищником и зомби в одном лице? Хотелось сказать, выключите свой AZ TV, протрите глаза, мир такой большой и прекрасный.

посмотрите репортаж об Аскеране от Civilnet

Комментариев нет:

Отправить комментарий