Найдите нас на фейсбуке

понедельник, 7 декабря 2020 г.

Армянские воины - герои

Мы познакомились 30 лет назад, работая в первой в Армении по сути военной школе выживания "Аспет" (Рыцарь), где наши парни проходили первое боевое крещение на первой карабахской войне. Многие не вернулись. Мушег не только вернулся победителем, хотя и с ранением, но с первых дней в качестве добровольца опять на передовой. Мы не виделись почти 30 лет, так получилось, что встречаемся от войны к войне. И он - простой армянский герой! Мой друг Мушег.


С Мушегом Оганесяном мы договорились встретиться сегодня, после того, как снимут металлические скобы с его раненой ноги. Но вчера вечером он мне позвонил:

-Ната, только что двоих пропавших ребят нашёл...
Живые? - спрашиваю. Молчит.
- Их долго найти не могли, а сегодня нашли...
Ната, Вам удобно, если я приеду? Потому что если хотите меня снимать - снимайте таким, какой я сейчас. Это будет правдой...
Мушег приехал. Мы не были знакомы. Зашёл. Высокий такой (под два метра), статный. Хромая, прошел в комнату, сел.
- Их тела сегодня нашли. Моих друзей...
Я стою перед ним, молчу... В такой момент не то что снимать, говорить невозможно...
- Снимайте. Я слово дал Gayane Avetisyan, что снимусь у Вас. Хотя не мое это выпячиваться, о себе говорить. Но выполняю обещание. Именно сегодня пришёл. Вы сейчас в моих глазах увидите то, что я на самом деле чувствую. Правду увидите. Не стесняйтесь, делайте свое дело.
Я тихонько достала фотоаппарат из сумки, включила свет. Даже устанавливать толком не стала. Кощунством было ёрзать. Буднично греметь, суетиться.
-Поговорите со мной. Если хотите.
-Не могу. Слова ни к чему...
В полутемной комнате - боль и тишина. Неосознанно стараешься меньше двигаться, меньше звуков издавать, меньше снимать... Чувствуешь - происходит нечто бездонное, оголенное.
Тут я увидела слёзы в его глазах. Слёзы воина, прошедшего две войны. И сохранившего живое сердце, которое не разучилось плакать.
На эту войну Мушег «Шварц» пошёл добровольцем. 32 дня был на позициях в Гадруте, Джабраиле. Это он мне потом рассказал.
-Я не видел страха в глазах этих ребят. Им по 18-20, всего пару месяцев служили перед передовой, но никакого страха. Это львы, орлы, тигры.. Какое поколение выросло!
Мне не даёт покоя... стольких ребят потерять. Если б воздух был закрыт...
Я вот что хочу понять - если собирались земли отдавать, так отдали бы раньше - спасли бы их жизни!
.......
Я не зря поехал, не зря... Этим ребятам и дух нужен был, и поддержка. Плечо рядом.
Азербайджанцев там и не видно было. Сплошь наемники. И на адреналине каком-то, отмороженные. Им руку отрывает, они словно не замечают. Были и спецотряды у них, которые даже автоматы не брали, с кинжалами в окопы лезли. Но наши львы им такое устраивали!
Первая война другая была. Тоже жестокая... Не женское лицо у войны, как говорится. Но эта война страшная. Без конца бомбили, поливали из всех орудий... Перерыв только на намаз делали. Парень привозивший нам еду, настоящий герой! Не боялся - под бомбежками без фар ездил. Потом его ранили. Пока другого нашли, мы лавашом питались зелёным, плесневелым, ну, а воду нашли по тростнику. Но это ладно, справились... Самым тяжелым было- отступать. Психологически тяжелым. Поворачиваться к врагу спиной и уходить. Но приказ такой получили.
Мушег долго молчит, потом добавляет, - На первой войне я не отступал...
28 километров прошагал отступая с покалеченной ногой, и как я потом поняла со сломанными рёбрами, с гранатомётом на плечах ... Подбирая каждую пулю, чтоб не досталось врагу, чтобы не стреляли из наших пуль в наших ребят.
Мы долго говорили: и о перипетиях жизни, и о мечтах. И погибших друзьях, и о том как жить после войны, как не озлобиться, как справляться с ненавистью к врагу, которая охватывает, но которая разрушает. И о том, что же в жизни самое прекрасное. «Дочь», ответил мне Мушег...
UPD. Из комментариев к посту Rub Azatuni
«Да, это Мушег Оганесян, позывной Шварц.
В одном из боëв вынес из под огня 9 раненых товарищей, но ветераном Первой Карабахской признан не был и награждëн за это тоже не был из-за скромности. В эту войну приехал со своим отрядом в Арцах в первые дни и остался. Усугубил травму ноги после выхода из окружения, несколько дней провëл с нами, был все эти дни рядом со мной, мы его и отправили в Ереван. Парню надо помочь. У него нет средств на лечение, а колено его правой ноги ни к чëрту и ему нужна дорогая по нынешним временам операция. Надо помочь Мушегу с лечением и восстановлением документов участника Первой Карабахской войны, помочь ему получить инвалидность, военную пенсию и т.д. ...»m
UPD2
Дорогие друзья - знакомые и незнакомые, столько от вас душевного тепла и доброты! Многие хотят помочь. Спасибо всем-всем-всем!!
Донести вашу помощь до Мушега взялась
Gayane Avetisyan
, которая и познакомила меня с Мушегом и была инициатором этой съёмки (за что тебе, Гай, большое спасибо!
Если есть желание помочь, свяжитесь с ней, пожалуйста. Она будет рада подсказать как и что.
СПАСИБО!

Комментариев нет:

Отправить комментарий