Найдите нас на фейсбуке

пятница, 18 декабря 2020 г.

Жизнь, длиною в 44 дня

 Гаяне Аветисян:  Эта история целой жизни, длиною в 44 дня, а для некотороых ее участников трагически завершившаяся на поле боя.

Знакомьтесь!
Инна Давид
- совершенно героическая женщина, с которой мы были на связи всю войну. Продолжая оставаться на первой линии фронта, она от меня узнала о капитуляции, и не поверила.... У нее не было намерения сдаваться, их вынудили... Не перестаю восхищаться и славить...

Nata Brettell
30 сентября мы уже были в Арцахе. Муж - Дэв отправился в Джебраил, Гадрут, а я давай по деревням - собирать на пикапе детей, беременных и в Горис. Как-то случай был кошмарный. Ночью едем с выключенными фарами, ну чтоб мишенью не стать. Дети есть захотели. Свернула в кусты. «Смотрите, дети, здесь волки, лисы, так что тихо».
А сама, думаю, пойду-ка осмотрюсь. Проезжая, мы ребят наших видели. Человек 10-12. Шли, напевали тихонько. Думаю - может позову с нами поесть. Подхожу к дороге и тут слышу арабскую речь... Отползаю и вижу как арабы наших в машину грузят - в плен. Если узнают, что тут женщина с детьми, нам конец. А у меня граната была. Думаю, может кинуть? Но нет - силы не равны: меня положат, а дети? Я бросилась к ним. «Дети, - говорю, быстренько в лес, только тихо!» Осень же, сучки хрустят под ногами. А они бояться, бедные. Ждём минут двадцать. Вроде нет арабов. Не выдали нас наши, конечно. Мы к машине, и помчались.
-Инна, а вы вообще как там оказались? Из Хайфы. Ты, твой муж Дэв и 15 человек-добровольцев с вами.
-А как я могла не приехать? По-первых, мои мама и дед здесь. Я не могу оставить своих. Хотя, будь они даже не здесь, я бы все равно приехала. Тут отец похоронен. И позволить какой-то мрази глумиться над могилами моих предков я не позволю. Ну и что, что я только на четверть армянка. Мой дед - армянин из Сухудянов. Прадед мой приходским священником был. Его с женой в Карсе зарубили прямо во дворе. Детей еле успели отправить на арбе, ко дну привязали. Одну из девочек - Беллу по дороге изнасиловали и убили. Ей 13 лет было... Это моя история, часть моей жизни.
А муж мой - Еврей Дэв, как его называют, так его давно здесь знают. Он и в 2016 приехал воевать, и служил в Арцахе когда-то, и сейчас, взяв на работе отпуск (он полковник ПВО армии Израиля), объявил "Я лечу. Кто со мной?" Не побоявшись неприятностей на работе, взяв кредит для оплаты перелёта и покупки медикаментов. Армянская община часть оплатила, но не хватало. 15 человек нас прилетело, 3 женщин. Кто из семей эмигрантов, как например 20-летняя Луиза. У кого мать армянка - Дрюха, вот. Кстати, обратно он с невестой вернулся. Влюбился в Арцахе в местную девушку. А Бен -так он чистый еврей, просто Армению любил. Вот и погиб здесь... Двое пацанов у него остались. Из пятнадцати семеро погибли. А двое, родом из Мардакерта, уже после капитуляции, отказались сдаваться. Сожгли свои документы и ушли в горы, воевать до последнего турка. Молодые ребята совсем. Смертниками стали.
Вот за счёт таких энтузиастов, за счёт упорствах 18 летних ребят, добровольцев, за счёт героических воинов мы так долго и продержались. Ведь понятно, что ни оружием, ни числом нам с врагом не тягаться. С ума сойти - пацаны, год всего служили, а брали на себя командование ротой, когда их вышестоящие, скажем так, не справлялись.
Я 4 года в армии служила. Я жена воина, который всю жизнь на войне, две чеченских прошел, Приднестровье. Я знаю, что такое армия.
Наших отважных ребят надо было в правильное русло направить. Нужны хорошие школы, толковые командиры! В 90-х я успела повоевать - в разведку ходила. "Джют" нас называли. Вот тогда были командиры! Командиры, которые вдохновляли, мотивировали, знали своё дело, ребят берегли. У хороших командиров ребята не гибнут в таком количестве... Что говорить - тогда Монте был! Я знаешь, что сейчас чувствую? Что у меня украли то, за что я в разведку ходила, за то, что мы воевали. У нас украли ту победу...
Мы ведь о капитуляции только из Еревана узнали. Вот представь - люди воют, берут позиции, научились жить под бесконечным градом огня... В Гадруте у Дэва дела нормально шли. Они могли там укрепится и не сдавать. Ведь там славные воины были. И тут на тебе - приказ: "отступить, идти на Север".
Что такое экзистенциальная война? Это когда сидишь дома и вдруг взрывы, сирены... "Началось?", думаешь. Это когда муж выскакивает из дому, и не знаешь, вернётся ли... Ты живёшь на пороховой бочке. Но в Израиле ты живёшь на УВЕРЕННОЙ пороховой бочке. Там армия! Там дисциплина, там верховное командование...
Ведь турки не остановятся. Огнём и мечом будут воплощать идею Турана. Мы здесь - барьер. Первая христианская страна под угрозой стать последним оплотом...
Война цивилизаций началась и выживут страны с сильной идеологией. Не навязанной, а живой. Нет внутреннего стержня, нет государства!
P.S. По какому-то знаковому совпадению, когда я писала последние строки, мимо дома прошло шествие - тысячи людей, окружённые полицейскими машинами, шли этим холодным вечером - во имя достоинства. А телефон параллельно разрывался от сообщений телеграмм-каналов: "не позволю, кричал Пашинян. Я не виноват... Это все они, не я. Моей отставке не быть..."
Нет внутреннего стержня, нет государства ... Нам решать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий