Война Израиля и Палестины - а это война - наверное, самая парадоксальная в истории человечества.
Армия Израиля - одна из самых сильных и современных в мире.
Зачистить, сравнять с землей сектор Газы с военной точки зрения - не вопрос.
Но тогда погибнут сотни мирных жителей. Детей, женщин и стариков.
И Израиль на это не идет.
Насколько хватит у него терпения - не знаю.
Но тем, кому привычны слова об "израильской военщине" неплохо бы об этом помнить...
О Хамасе на НТВ того времени говорит Александр Ступников
После нескольких моих публикаций, посвященных войне между Израилем и ХАМАСом, немало людей обратилось ко мне с просьбой продолжить. Аргументация разная, но впечатление такое, что люди (и не только проживающие за пределами Израиля) испытывают недостаток как оперативной информации, так и неангажированной аналитики. Ну что же, я по мере возможности продолжу делиться с вами и тем, и другим, хотя, как вы понимаете, есть повседневные дела, работа, те же сирены воздушной тревоги, которые время от времени звучат и в моем городе. Так что не ждите регулярности и всеобъемлющих обзоров. Тем более, что сейчас СМИ переполнены сообщениями о трагедии в синагоге в Гиват Зеэве, где рухнула трибуна. Мало нам ракет. Тем не менее, «прогулявшись» по нескольким ивритоязычным сайтам, я, помимо текущей информации, отметил несколько интересных моментов, связанных с войной, на которые, как мне кажется, стоит обратить внимание...
1. Ну, то, что ракетный потенциал ХАМАСа, если и пострадал, то не слишком, это вполне очевидно. Практически весь юг страны под обстрелами, и тут даже не надо интернета, многие чувствуют это на своей «шкуре». С другой стороны, минувшая ночь была самой «летальной» для Газы. Там 42 убитых, в том числе 10 женщин и детей. Печально, но, глядя объективно, процент женщин и детей здесь не слишком высок, притом, что, как мы знаем, ХАМАС намеренно размещает свои позиции в жилых районах. Тем не менее, критика Израиля, особенно в иностранных СМИ, уже звучит в полный голос. В связи с этим пресс-служба армии обнародовала запись драматического эпизода, в котором пилот, уже готовый выпустить ракету по цели в Газе, сообщает, что видит там детей: одного большого мальчика и нескольких маленьких. В итоге удар так и не был нанесен... Вот так приходится воевать.
2. Кое-где можно увидеть статьи о том, что на самом деле операция ЦАХАЛа по уничтожению ХАМАСовского «метро» вместе с многими боевиками удалась не полностью, поскольку армия после вброшенной дезинформации «поспешила» с ударами. Поэтому, дескать, мало уничтоженных боевиков. Кстати, многие читатели написали мне об этом, и даже привели ссылки на источники. На самом деле эти сообщения основаны просто-напросто на отсутствии данных о жертвах этой операции. И, как я уже писал, сайт Дебка объясняет почему этих данных нет. Так что, не спешите с выводами. Истина выяснится чуть позднее. В любом случае ЦАХАЛ продолжает планомерно уничтожать в Газе тоннели, дома главарей ХАМАСа, а, по возможности, и самих главарей. При этом фактически ни один из сюрпризов, заготовленных неуловимым командиром боевиков Мохаммедом Дефом, не сработал: ни морские диверсии, ни наступательные тоннели, которые должны были выводить боевиков на израильскую территорию, ни беспилотники со взрывчаткой. Ничего. Только ракеты.
3. К сообщениям СМИ следует всегда относиться с некоторым скептицизмом, а в нынешней ситуации – в особенности. Прежде всего – к заголовкам. Сообщая в заголовке, что ЦАХАЛ уничтожил многоэтажный дом, в котором находились корпункты Ассошиэйтед Пресс и Аль-Джезиры, даже уважаемые СМИ почему-то называют этот дом жилым. Да, где-то намного дальше в материале говорится, что в доме вообще-то находился оффис военной разведки ХАМАСа. Но не упоминается его научно-исследовательское подразделение, занимающееся, в-частности, усовершенствованием ракет. Да, говорится, что люди в здании были предупреждены и успели его покинуть, но все равно предъявляются претензии, мол, неужели нельзя было произвести точечный удар только по оффисам ХАМАСа? В ответ я бы предложил им купить «губозакатывательную машинку», но армия отвечает сдержаннее: «такой возможности не было».
4. И последнее. Штатные обозреватели израильских СМИ пишут, что массированное давление на Израиль уже началось, что от нас требуют остановить удары по Газе и пойти на прекращение огня. Причем пишут с уверенностью. Однако тут же сообщается о заседании кабинета, в ходе которого прекращение огня даже не обсуждалось. Напротив, говорится абсолютно официально, что никакого давления нет, и что мы продолжим бить по Газе столько, сколько потребуется. Что происходит за кулисами на самом деле – мы не знаем, и, боюсь, что обозреватели тоже осведомлены не слишком. Они, скорее, полагаются на опыт. В-принципе, это правильно, но и опыт иногда подводит.
Три недели прошло с начала напряженности в Иерусалиме, которая возникла буквально на ровном месте – полиция запретила мусульманам после вечерних молитв «таравих» собираться на ступеньках у Шхемских ворот. Параллельно тлел конфликт вокруг возможного выселения палестинских семей из домов в районе Шейх Джаррах – масла в огонь подливал и ХАМАС и ультраправые израильские политики. Шейх Джаррах плавно перетек в столкновения в мечети Аль-Акса, после чего ХАМАС начал обстрел Иерусалима и других израильских городов. С этого момента прошло уже семь дней.
Промежуточные выводы:
1. Между военными операциями ХАМАС наращивает мускулы, пополняет свой арсенал и улучшает точность своих ракет. После уничтожения подземных туннелей в 2014 и египетских усилий в этом же направлении ХАМАС восстановил «экспорт» из Северного Синая, построил подземное метро и продолжает получать ракеты, химические вещества, необходимые для производства ракет, запчасти итд.
2. Всевозможные формулы «урегулирования» с ХАМАСом – не действуют. Как раз в тот момент, когда наладилась регулярная катарская финансовая помощь и забрезжили международные проекты по созданию водоочистительных устройств и электростанций, ХАМАС развязал новую войну. Нетаниягу надеялся, что ему удастся отделить прагматическое сосуществование от идеологии, а также от вопроса о возвращении тел погибших солдат и израильских граждан из Газы. Не тут-то было. Ведь у ХАМАСа - свои политические амбиции. Там стремятся к ликвидации власти Абу-Мазена на Западном Берегу, а также к улучшению своего имиджа («защитники Аль-Аксы») и возвращению темы Иерусалима, именно Иерусалима, на повестку дня.
3. ХАМАС не ожидал, что его «маленькая победоносная война» превратится в затяжную операцию. ЦАХАЛ нанес удары по зданиям, которые являются своего рода символами другой Газы, той, где есть бизнес, процветание и нормальная жизнь. Ничего из этого не будет восстановлено, так как и после войны в 2014 году средства, собранные на нужды Газы так и не попали в руки ХАМАСа, по решению международных и арабских доноров. В долгосрочном плане это ослабляет ХАМАС, потому что зияющие дыры, оставшиеся после уничтожения высоток, нельзя будет закрыть 100-долларовой катарской помощью.
4. ХАМАСу удалось зажечь пламя среди арабов-граждан Израиля, гораздо в большей мере, чем на Западном Берегу. Выяснилось также, что разгул насилия в арабском обществе Израиля (все эти перестрелки в центре арабских и смешанных городов, рэкет на севере и экономический террор на юге) может выплеснуться наружу и в национально-религиозном формате. Также, Израиль не контролирует ситуацию в мечетях (лишь в 178 из 503 мечетей есть государственные имамы), и закрывает глаза на деятельность Северного направления исламского движения (запрещено с 2015 года) в арабском секторе, Турции и ХАМАСа – в Восточном Иерусалиме.
5. Арабский мир и исламский мир по-прежнему легко воспламенить Иерусалимом и Аль-Аксой. Тут ничего не меняется, никакого Нового Ближнего Востока. Однако, примечательно, что кроме Турции (на словах) и Ирана с Катаром (оружие и деньги) ХАМАС никто не поддерживает, и ни одна арабская страна не высказалась в поддержку режима в Газе. Напротив – в Заливе идет мощная кампания против ХАМАСа под хэштэгом «ХАМАС – террористы». Эмираты, Бахрейн и даже Саудовская Аравия четко проводят параллели – саудовскую территорию обстреливают хуситы, которых поддерживает Иран, израильскую – ХАМАС, который поддерживает Иран. Значит, ХАМАС это враг, а Израиль – партнер. Разумеется, по мере того, как ситуация будет затягиваться, арабским странам будет сложнее противостоять натиску своей «улицы». Тяжелее всего, как обычно, приходится Иордании (сказывается демография).
6. Стало очевидно, что государство во-первых ничего не знало о том, что беспорядки такого рода могут быть возможны, и, разумеется, ничего не смогло сделать для того, чтобы взять их под контроль. Учитывая, что в Израиле существуют несколько экс-территорий – ультраортодоксальный сектор, где полиция за год пандемии также ничего не смогла сделать для того, чтобы школы были закрыты, а хулиганы прекратили атаки на спасателей, полицейских и пожарных, а также арабский – куда полиция предпочитает вообще не соваться – это не совсем удивительно. Люди довольно долго живут по собственным законам, будь то религиозные закон или «понятия» той или иной ОПГ. Раньше или позже это должно закончиться лобовым столкновением с государством.
7. Полиция, вместо того, чтобы действовать решительно и профессионально, от Иерусалима до Лода, либо совершала грубые проступки, либо полностью самоустранялась. На данный момент полицию возглавляет не проф. Полицейский, а бывший глава погран. Войск, личное назначение министра по делам внутренней безопасности Амира Оханы. Многие в свое время выступали против назначения Яакова Шабтая, которого продвинули в обход профессиональных полицейских, и предупреждали, что у него не хватает опыта.
8. Несмотря на то, что Израиль сделал за последние годы все, чтобы ослабить власть Абу-Мазена на Западном Берегу, его силовые структуры пока контролируют ситуацию и продолжают взаимодействие со своими израильскими коллегами. Да, такое сотрудничество на руку Абу-Мазену, но и Израилю оно тоже очень кстати – ведь разгул террора на Западном Берегу и террористическая действительность в которой вновь взрываются автобусы, а снайперы стреляют по израильским машинам во многом страшнее ракет ХАМАСа.
9. В 2021 как и в 2014 у правительства по-прежнему нет плана и стратегии в отношении территорий, как Газы, так и Западного Берега. Есть тактика – «разделяй и властвуй», но долгосрочной стратегией, направленной на урегулирование ситуации ее не назовешь. Как раз напротив – эта тактика позволяет наиболее радикальным силам усилить свое влияние за счет умеренных .Возможным решением проблемы могло бы быть ослабление ХАМАСа и усиление более умеренных элементов в руководств Автономии. Еще в 2005 году после прихода к власти Абу-Мазен избрал путь дипломатии (и не надо ее называть «террором» - это полностью обесценивает этот термин) и с тех пор интифад на Западном Берегу не было.
10. Эра правления Абу-Мазена подходит к концу, но Израилю необходимо просчитывать варианты на будущее – как сделать так, чтобы ослабить политический ислам в секторе Газа и на Западном Берегу и вернуть в Газу власть Палестинской Автономии. Для этого неизбежно придется начать разговаривать и о решении палестино-израильского конфликта в целом. Однако в нынешнем политическом климате и росте экстремизма и расизма рациональные действия такого рода маловероятны. Правящая партия Ликуд использует нынешнюю ситуацию в своих интересах, и несмотря на то, что Нетаниягу и сам был готов договориться с лидером партии арабской партии РААМ о создании коалиции, теперь оказывает мощное давление на все стороны, с тем, чтобы этот сценарий был снят с повестки дня. Цель – пятые выборы и победа правых и ультраправых сил. Сомнительно, чтобы в таких условиях можно было способствовать оздоровлению израильского общества, началу внутреннего диалогу, созданию конституции, возобновлению переговоров с палестинской администрации и ослаблению влияния политического ислама в Газе.
Александр Радалько прямолинейно прокомментировал Ксению:
Мне кажется, тут еще проблема во внешнеполитической риторике. Биби и Ко не понимают, что мир сильно меняется. Сейчас наступает эра жертв, где чем больше ты страдаешь и чем ты слабее, тем больше к тебе симпатий. ХАМАС вовсю этим пользуется, а Израиль нет. Надо это менять. Военная реакция может быть жёсткой, но политическая риторика должна быть мягкой, больше акцент делать на страданиях простых израильтян и всегда кричать, что мы рады прекратить огонь, что мы вынуждены отвечать и т.п.
Потому что мировое общественное мнение это очень важно и в США тенденции тоже неприятные.
Т.е. можно по разному относится к Биби, но не понимать, что он уже превратился в препятствие для Израиля и приносит не только своими действиями, но и своим образом в мире вред Израилю, это не понимать глупо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий