«Бойцам-армянам, участникам Великой Отечественной войны». Эту картину Мартирос Сергеевич Сарьян написал в 1945 году, когда его сын Лазарь, будущий композитор, вернулся с фронта.
Только закончилась Великая Отечественная война, люди радовались и горевали. Радовались великой победе и обнимали вернувшихся домой солдат. Горевали о тех, кто остался на поле боя. Сарьян остро чувствовал создавшееся настроение, он, вероятно, и сам ощущал то же, что и все остальные, — «радость со слезами на глазах».
Май — месяц яркий. Сады, поля и луга стремительно зацветают. В природе утверждается триумф жизни. А май 1945 года — особенный. Оба сына Сарьяна — Саркис и Лазарь — живы. Жена Лусик сияет от гордости за сыновей и по-матерински радуется — они дома. Вся семья в сборе. Радуется и Мартирос Сергеевич. Что ещё может желать для полноты счастья отец, семьянин? Такой, каким был Сарьян?
Он, конечно, хотел бы, чтобы никто не погиб, защищая Родину. Все бы хотели того же. Но вернуть, оживить этих мальчиков, ровесников своего сына, он не может. Он не Бог. Но он — художник.
Подумав, Сарьян идёт в сад, идёт в поле, на луг и набирает 20 букетов — таких же разных, какими были ушедшие на фронт армянские мальчики. Он собирает букеты не раз и не два раза, а множество раз. Возможно, проходит не один месяц после дня Победы, пока букеты собираются им. Но однажды художник приносит в мастерскую все банки, какие только нашлись у Лусик в хозяйстве и наливает в них воду. Он тщательно раскладывает все букеты так, чтобы получился своеобразный многоуровневый мемориал. Часть букетов остаётся за пределами кратины — Сарьян пишет только фрагменты соцветий — так чтобы сохранить ощущение выхода за рамки живописного полотна — там есть жизнь и тайна, которую мы не видим, но о которой догадываемся. А здесь — цветы, фрукты, травы, суккуленты, незрелые плоды граната и даже ветви акации. Настоящее буйство красок, линий, пятен и характеров. Мартирос Сергеевич берет краски, кисть и пишет натюрморт. В память о тех, кто остался на войне, он пишет сорванные цветы жизни. Чтобы мы — видели. Помнили.
Работу эту высоко оценил теоретик искусства, академик Игорь Грабарь.
Отец и сын, Мартирос и Лазарь Сарьяны, фото Google |
Комментариев нет:
Отправить комментарий