И так, хоть сегодня не день учителя, мы решили рассказать о самом известном из армянских педагогов - о Месропе Маштоце.
Маштоц является не только создателем армянской письменности. В это трудно поверить сегодня, но созданная им система обучения просуществовала с пятого века и до двадцатых годов века ХХ.
Создав письменность, Месроп Маштоц перешёл к следующему важному делу - необходимо было, чтобы грамоте обучились все. Маштоц сам разработал систему обучения, организовал сеть преподавания в монастырях Армении. За образец им была взята самая лучшая школа того времени: греческая. Для своего времени, это была весь прогрессивная система, дававшая разностороннее образование. Примечательно, что большое внимание уделялось физической подготовке учеников.
До самого появления Советского Союза монастыри оставались базой, на которой существовала армянская школа. Ни утрата государственности, ни многочисленные испытания - ничто не смогло нарушить этот многовековой устрой. В любой стране мира армяне знали, что для сохранения языка, для приобщения к национальной культуре, ребенка следует привести в местную армянскую церковь. И чем бы не занимался этот ребенок в дальнейшем, где бы он не жил, он будет читать на своем родном языке и будет знать историю своего народа. Многие монастырские школы переросли в известные университеты, где люди не просто обучались грамоте, а получали светскую специальность: юриста, ювелира, врача. Одним из таких развитых образовательных комплексов был Нораванк.
Система Маштоца просуществовала пятнадцать веков. Ее существование прекратилось только после появления новых технологий индустриальной эпохи. Но даже в наши дни во многих странах, где находится армянская община, воскресные школы действуют при армянских церквях. Это своего рода отголосок старой, созданной еще Маштоцем системы.
Сведения о Месропе Маштоце достались нам, в основном, благодаря его ученику Корьюну. Ученик и главный помощник создателя армянской письменности, он создал труд "Житие Маштоца", благодаря которому мы получили ценные сведения обо всех деяниях Месропа.
Тигран Арутюнян
P.S 17 февраля День памяти Месро́па Машто́ца, великого армянского учёного-языковеда, создателя армянского алфавита, основоположника армянской литературы и письменности, национальной школы и педагогической мысли, просветителя, миссионера, переводчика Библии, теолога, святого Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви. Историческая миссия Маштоца сыграла важнейшую роль для дальнейшего сохранения армянской национальной идентичности. Согласно преобладающему научному мнению, являлся также создателем грузинского и агванского алфавитов. История создания армянского письма получила широкое освещение в письменных источниках.
В распоряжении современного месроповедения имеются более 30 наименований исторических первоисточников позволяющих составить его критическую биографию. Основным первоисточником информации о жизни и деятельности Месропа Маштоца является труд «Житие Маштоца» его ученика и биографа Корюна. Труд написан в 440 годах по поручению католикоса Иовсепа Вайоцдзорци. Основные рукописи восходят к XIII—XIV векам. Для исторической науки следующим наиважнейшим источником считается «История Армении» Мовсеса Хоренаци, одного из младших учеников Маштоца, тоже современника и очевидца его деятельности. Наиболее ранние рукописи относятся к X—XI векам. О нём даёт ценные сообщения ещё один автор V века в своей «Истории Армении» — Лазарь Парпеци. Последний писал около 500 году и был учеником Агана Арцруни, одного из учеников самого Маштоца. В его «Истории» есть важные сведения, дополняющие сообщения Корюна и Хоренаци. Существуют более поздние биографы Месропа Маштоца, наиболее ранние из которых — аноним IX века, написавший «Историю святого патриарха Саака и вардапета Маштоца», а также автор XII—XIII столетий Карапет Саснеци, автор «О жизни и смерти св. вардапета Месропа». Для сравнительного анализа и проверки данных Корюна, Хоренаци и Парпеци важное значение имеет также ряд раннесредневековых и позднесредневековых источников, среди которых авторы VII века Мовсес Каганкатваци, Давид Харкаци, анонимная хроника того же века, приписываемая Анании Ширакаци, историки IX—X веков Товма Арцруни и Ованес Драсханакертци, историки XII—XIII веков Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци, Михаил Сириец и некоторые другие.
В 1993 году учреждена государственная награда Армении — орден Святого Месропа Маштоца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий