Найдите нас на фейсбуке

среда, 3 февраля 2021 г.

„Безумству храбрых поем мы песню!..“

Неоценимое богатство русской литературы!
_____________________________________________
ПЕСНЯ О СОКОЛЕ
          Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье,
свернувшись в узел и глядя в море.
          Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали
в небо, и бились волны внизу о камень...
         А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился
навстречу морю, гремя камнями...        Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору
и падал в море, сердито воя.
       Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба
Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях...
       С коротким криком он пал на землю и бился грудью
в бессильном гневе о твердый камень...
      Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что
жизни птицы две-три минуты...
      Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел
он ей прямо в очи:
      — Что, умираешь?
      — Да, умираю!— ответил Сокол, вздохнув глубоко.—
Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..
Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты,
бедняга!
     — Ну, что же — небо?— пустое место... Как мне
там ползать? Мне здесь прекрасно .. тепло и сыро!
     Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе
над нею за эти бредни.
     И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен:
все в землю лягут, все прахом будет...»
     Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал
немного и по ущелью повел очами.
     Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно
в ущелье темном и пахло гнилью.
     И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
     — О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал
бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!..
О, счастье битвы!..
     А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле
пожить приятно, коль он так стонет!..»
     И предложил он свободной птице:
     — А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся.
Быть может, крылья тебя поднимут, и поживешь ты
еще немного в твоей стихии.
      И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву,
скользя когтями по слизи камня.
      И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей
грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.
      И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро
падал, ломая крылья, теряя перья...
      Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела
в пену, умчала в море.
      А волны моря с печальным ревом о камень бились...
И трупа птицы не видно было в морском пространстве...
      В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.
     И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.
    — А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края?
Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо?
Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо  хоть ненадолго.
Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
     Рожденный ползать — летать не может!..
    Забыв об этом, он пал па камни, но не убился, а рассмеялся. .
    — Так вот в чем прелесть полетов в небо!
Она — в паденье! Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя,
они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной.
Там только пусто. Там много света, но нет там
пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем
укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний
и скрыть за ними свою негодность для дела жизни?
Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи!
Я сам все знаю! Я — видел небо... Взлетал в него я, его измерил,
познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю.
Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом.
Я знаю правду. И их призывам я не поверю.
Земли творенье — землей живу я.
      И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.
      Блестело море, все в ярком свете; и грозно волны о берег бились.
      В их львином реве гремела песня о гордой птице,
дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной  
     песни:
                 «Безумству храбрых поем мы славу.

      Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью...
Но будет время — и капли крови твоей горячей,
как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых
сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
       Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных
духом всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!
       Безумству храбрых поем мы песню!..»

Максим Горький
----------------------

 Анализ произведения Максима Горького

Ранние романтические произведения Максима Горького до сих пор воспринимаются читателями как красивые сказки, легенды, ничего общего не имеющие с реальной действительностью конца XIX века. Однако важно понимать, что появление многих из них обусловлено развитием революционного движения 1895-1899 годов. И если «Песня о Буревестнике» прочитывалась современниками как призыв к революции, то «Песня о Соколе» больше напоминала басню в силу использования в ней аллегорических образов, о роли которых и пойдет речь в анализе произведения.

Впервые «Песню о Соколе» напечатали в Самарской газете в 1895 году. Но позже Горький включил ее во 2-е издание «Очерков и рассказов» в 1899 году уже в новой редакции.

Как и во всех неоромантических произведениях Горького, в «Песне» использована кольцевая композиция, играющая роль художественного обрамления, а также создающая образ рассказчика – старого крымского чабана Рагима, который и исполняет саму песню.

Также важную роль играет пейзаж во вступлении, где природа воспринимается как живое существо, обладающее мощной сдержанной силой. Но это ощущение силы не подавляет, а, наоборот, способствует бодрому и жизнерадостному восприятию мира.  Красота природы вызывает у читателя активное отношение к миру, заставляет его стремиться к счастью и, если понадобится, даже бороться за него.

На фоне величественной, полной скрытых сил природы особенно выразителен образ Рагима«высокого, седого, сожженного южным солнцем, сухого и мудрого старика». Он находится в том состоянии, когда «все кажется призрачным, одухотворенным, и нет других желаний, кроме желания думать». Поэтому старик «вдумчиво смотрит в мутную даль» и философствует о смерти, о боге, о человеке. Одной из его историй и становится песня о храбром Соколе и Уже-обывателе.

Действие происходит высоко в горах. Далеко внизу море. Высоко в небе сияет солнце. А в глубине гор сырое, душное и темное ущелье, и там – Уж. Описание представляет читателю героя - тупого и самодовольного, неспособного к действию. В противопоставлении ему показан Сокол. Он появляется на фоне картины, полной жизни. В ней все движется, живет, все охвачено борьбой: «бились волны внизу о камень»«по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями»«сердито воя…» Именно на таком фоне и появляется Сокол, сраженный в бою.

Если для Ужа сырое и теплое ущелье – привычная среда обитания, то Сокол задыхается в такой атмосфере. И если первоначально испытывая гнев от собственного бессилия и переживая трагически окончившуюся битву, он не замечает окружающей обстановки, то после слов Ужа о том, что ему «прекрасно, тепло и сыро», Сокол «встрепенулся и по ущелью повел очами».

Любому читателю ясно, что Уж и Сокол – символы, дающие ответ на важнейшие жизненные вопросы: «В чем смысл человеческой жизни и как нужно жить на самом деле?» В чем же видят смысл Уж и Сокол? Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких бы то ни было устремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…» К страстным порывам Сокола он относится с насмешкой, ведь для него все героические устремления Сокола всего лишь «безумство желаний», а небо – «пустое место».

Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оценивая прожитую жизнь, он с гордостью восклицает: «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..» По мысли автора, гибель Сокола – это всего лишь продолжение его жизни, полной борьбы. А его смерть – призыв к продолжению борьбы и начало бессмертия.

Таким образом, самодовольному, ограниченному, пошлому и унизительному «благоразумию» Ужа противопоставлено «безумство храбрых». Надо отметить, что раннему творчеству Горького была свойственна близость к фольклору и афористичность, отличающие мировоззрение писателя. «Рожденный ползать – летать не может!» - это своеобразный вызов тем, кто, подобно Ужу, прятался за обывательское, мещанское благоразумие. Уж, который оберегает свое никому не нужное, эгоистическое существование, мертв уже при жизни.

Писатель же уверен, что такие, как Сокол, пока одиноки, но смерть их не напрасна, их подвиг не пропадет бесследно, ведь «капли крови» их горячей, «как искры вспыхнут во мраке жизни», а самое главное – смогут зажечь этим чувством борьбы миллионы сердец. И хотя для Максима Горького такими борцами были революционеры 90-х годов XIX века, но идея гордой, свободной и героической личности до сих пор является востребованной теми, кто не хочет прозябать всю жизнь в «мещанском болоте».



Комментариев нет:

Отправить комментарий