Найдите нас на фейсбуке

понедельник, 7 сентября 2020 г.

Поэт армянин Асадов

 

7 сентября, исполняется 97 лет со Дня рождения Эдуарда Аркадьевича Асадова. Настоящее имя Эдуард Арташесович Асадян. Его отец, Арташес Григорьевич Асадьянц (позднее переменивший имя и фамилию и ставший Аркадием Григорьевичем Асадовым родился в Нагорном Карабахе, теперь Республика Арцах.

Выдающийся поэт и прозаик, герой Советского Союза, удивительный по силе духа и мужеству человек, потерявший зрение в юности, но нашедший в себе силы жить и творить для людей.Поэт воевал под Москвой и Ленинградом, на Волховском, Северо-Кавказском, Ленинградском фронтах. Молодой военный проявлял недюжинную отвагу и мужество, прошел путь от наводчика орудия до комбата гвардейских минометов. В перерывах между боями и обстрелами поэт продолжал писать. Он сочинял и тут же читал солдатам стихи о войне, любви, надежде, грусти, а сослуживцы просили еще.. В 1944 году на подступах к Севастополю батарея, где служил Асадов, была разбита, а все его однополчане погибли. В такой обстановке Эдуард принял героическое решение, не оставлявшее ему практически никаких шансов выжить. Он загрузил оставшиеся боеприпасы в старенький грузовик и стал прорываться на соседний боевой рубеж, где снаряды были жизненно необходимы. Он сумел довести машину под минометным огнем и непрекращающимся обстрелом, но по дороге получил страшное ранение осколком снаряда в голову Далее последовали бесконечные госпитали и медики, разводившие руками. Несмотря на перенесенные Асадовым двенадцать операций, черепно-мозговая травма, полученная им, была настолько серьезна, что никто и не надеялся, что герой выживет. Однако Эдуард выжил. Выжил, но навсегда лишился зрения. По воспоминаниям самого Асадова, спасла его любовь женщин. Оказалось, что его стихи широко известны за пределами его военной части, они расходились в списках, и эти переписанные от руки листочки читали люди, девушки, женщины, мужчины и старики .В 1998 году Эдуард Асадов был удостоен звания Героя Советского Союза.Скончался любимый миллионами простых людей поэт в 2004 году, в Одинцово, что под Москвой. Эдуард Асадов стал автором 47 книг, а также переводов стихотворений поэтов Башкирии, Грузии, Калмыкии, Казахстана, Узбекистана. Асадов гордился тем, что он армянин. Асадов был также награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, орденом Дружбы народов, двумя орденами “Знак Почета”, орденом Почета (1998), “За заслуги перед Отечеством” IV степени (2004), медалями “За оборону Ленинграда”, “За оборону Севастополя”, “За победу над Германией”.
Вот строчки из стихотворения ,,Вечер в Ереване,
Осенний вечер спит в листве платана,
Огни реклам мигают на бегу,
А я в концертном зале Еревана
В каком-то жарком, радостном тумане
Кидаю душу - за строкой строку.
И как же сердцу моему не биться,
Когда, вдохнув как бы ветра веков,
Я нынче здесь, в заоблачной столице
Армении - земли моих отцов.
Он очень переживал, когда в Армении было землетрясение и написал;Всех высших сил напряжение,
Камни в крови людской.
Народ мой, моя Армения,
Я – рядом, я здесь, с тобой!
От страшного злого горя
Душу сковал мороз.
И что там любое море
В сравнении с морем слез!
Под сводами рухнувшей школы
На веки веков погас
Смех ребятни веселой
В сиянье горячих глаз.
Развалины, как могилы…
Взгляни – не лишись ума:
Похоже, что с злобной силой
Все смерти земли громили
Здесь улицы и дома.
И есть ли страшней картины,
Чем те, где во тьме ночной
Тихо стонут руины,
Залитые луной…
И разве же мир забудет,
Как, сердцем припав к земле,
От горя седые люди
Близких зовут во мгле:
– Ашхенчик! Ты где? Ты слышишь?
В кровь пальцы… Лопата… Лом!
– Папа! Мы здесь! Ты дышишь?
Крепись! Мы спасем, спасем!..
Черною птицей кружится
Зло над моей землей.
Стисни зубы от ужаса,
Но только борись и стой!
Боли и восхищения
Вскипает в сердцах волна.
Мужайся, моя Армения,
Сейчас с тобой вся страна!
Рвут самолеты ветры,
С громом мчат поезда
Сквозь стужи и километры
Туда, где стряслась беда.
Ах, если б мне дали силы
Всех к сердцу прижать, спасти!
Армения! Край мой милый!
Оплакав стократ могилы,
Я знаю, что с новой силой
Ты будешь еще цвести!
О, как тороплив бег времени!
Казалось, почти вчера
Я проводил в Армении
Стихов моих вечера.
В памяти, как на экране,
Мелькает за залом зал:
Вот это я в Ереване,
А здесь я в Ленинакане
Строки свои читал.
Ленинакан весь тонет
В яблочном сентябре.
Концертный зал филармонии
В древнем монастыре.
Я здесь, как в родных объятьях
Света и доброты,
И девушки в ярких платьях
Бегут мне вручать цветы.
По низенькой гулкой сцене
В пионах, словно в огне.
– Как вас зовут?
– Арфеня.
– А вас?
– А меня Каринэ.
Забыть ли, как, счастьем пьян
От гордого вдохновения,
Студент Вартанян Степан
Показывал мне Армению!
И вот, когда разом тьма
Упала на край цветущий,
На улицы, на дома,
На солнце и день грядущий,
Я верить ей не хочу:
– Друзья! Я прошу: найдитесь!
Всем сердцем сквозь боль кричу:
– Откликнитесь! Отзовитесь!..
Да, видно, напрасно звать
Тех, кому не очнуться.
Другим же, к чему скрывать,
Но просто начать мечтать
Иль снова нам улыбнуться.
Не все отзовутся, что ж,
Не будем слабы на тризне.
Горем всех не вернешь.
Умерим же в сердце дрожь,
Ведь жить надо ради жизни!
И люди отлично знают
Десятки и сотни лет,
Что праздник чужим бывает,
А горя чужого нет!
Забыть ли, как дни и недели
С разных концов земли
С любовью к тебе летели
Крылатые корабли.
А люди с тройной любовью
Шли, думу и кровь даря,
Воистину говоря:
Вот дружба, скрепленная кровью!
И славит тебя в волнении
На всех языках эфир:
Будь сильной, моя Армения,
Живи и цвети, Армения,
Сегодня с тобой весь мир.
15 декабря 1988 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий