Единственное сохранившееся видеоинтервью великой Лусине Закарян — армянки, к сотворению таланта которой прикоснулся сам Бог
Чудом сохранившееся интервью
В 90-е мы утратили многое, в том числе, уникальные видеозаписи великих армян 20 века.
Armenia.IM предлагает просмотреть эту чудом сохранившуюся пленку, на которой великая певица Лусине Закарян рассказывает о себе.
Вспомним, какой она была при жизни, настолько яркой, что ее свет не меркнет и поныне..
Она помогает очищаться
Наблюдая нынешнюю сумбурную шумиху, именуемую национальной песней, невольно вспоминаешь остающегося в памяти доброго, скромного и отзывчивого человека.
Ее сказочный образ и голос - чистый образец безупречной красоты и манерности. Только ей удалось вывести духовную песню из под благоухающих ладаном сводов церкви и приблизить слушателя к ниспосланным небесами чувствам… В этом году исполнилось бы 80 лет со дня рождения народной артистки Армянской ССР Лусине Закарян.
Однажды, слушая ее пение, поэт Паруйр Севак сказал: «Она несет нам Божественный свет, заставляет постоянно самоочищаться и отвлекаться от будничного».
Песня была у нее в крови. Дед с материнской стороны, Иосиф-Овсеп Томашевич, был ведущим певцом Санкт-Петербургского оперного театра, близким другом Шаляпина. Ее бабушка была пианисткой, отец – артистом симфонического оркестра, мать прекрасно играла на пианино, наполняя дом музыкой, а сама Светлана свои внутренние переживания выплескивала на школьных утренниках – пела и танцевала, декламировала стихи в Ахалцихе, где родилась и где прошло ее детство.
В Ереване она поступила в музыкальное училище им. Романоса Меликяна, окончила его с отличием и стала студенткой консерватории им.Комитаса, в стенах которой шаг за шагом рождалась певица, которая не будет иметь подобных себе в армянском исполнительском искусстве. Совершенно логичным станет обретение ею самой себя именно под сводами Кафедрального собора Эчмиадзина. Очарованный чистотой ее исполнения, прекрасным чувством духовной музыки, светлейший Католикос Вазген I окрестит Светлану именем Лусине; солисткой хора Первопрестола она останется до последнего дня своего короткого жизненного пути.
Здесь, в хоре, Лусине познакомилась с воспитанником семинарии Геворгян Хореном Паляном, который станет для певицы не только мужем, но учителем - познакомит ее с национальной историей и культурой, с народными песнями, с особенностями духовных песнопений.
Выпускной концерт Лусине состоялся в Малом зале филармонии. Современники свидетельствуют, что это был сольный концерт уже зрелой певицы лирического сопрано, составленный из сложнейших произведений: Рахманинов, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Балакирев, Комитас, Екмалян, Мирзоян. Настоящая победа и подлинное начало большого пути. Однако большая известность пришла к певице только в 1964г., когда она приняла участие в юбилейном концерте в Большом зале Армфилармонии, посвященном 95-летию Комитаса. До нее комитасовские произведения звучали большей частью в исполнении певцов-мужчин, - сформировалась богатая традиция, однако исполнение Лусине покорило своей исключительностью, свежестью, безграничной чувственностью. Комитас стал жемчужиной репертуара певицы, критики начали упоминать закаряновское исполнение Комитаса как критерий и школу.
«Никто так глубоко не чувствует Комитаса, как Лусине. Какой божественный голос. Какая эмоциональность, какое восприятие комитасовской мелодии», - отзывалась Гоар Гаспарян. Возможно, многие воспринимали бы ее исключительно как исполнительницу Комитаса и духовных песнопений, если бы случай не раскрыл перед ней широкую дорогу. Государственная академическая капелла Армении должна была уехать на гастроли в Москву, имея в репертуаре «Реквием» Моцарта. За несколько дней до отъезда сольная исполнительница заболела, и нужно было срочно найти ей замену. Ованес Чекиджян обратился именно к Лусине, будучи убежденным, что молодая певица сумеет преодолеть сложности моцартовского произведения. Худрук не ошибся, а Москва открыла для себя талантливейшую индивидуальность, с равным успехом исполняющую как камерные вокальные произведения, так и симфонические. В репертуаре певицы нашли также место произведения Бенджамена Бриттена (сам автор расценил исполнение ею своих песен как лучшее и точнейшее), Баха, Генделя, Глюка, Бетховена, Скарлатти, Каччини, цикл «Аве, Мария», составленный из почти полутора десятков вариаций, а ереванские меломаны станут штурмовать зал филармонии перед каждым ее концертом. А еще будут выступления солистки Армянской филармонии с концертами в различных странах мира, где она удостаивалась самых высших похвал, и более 100 телевизионных выступлений. Однако, в первую очередь она оставалась исполнительницей армянских духовных и средневековых песнопений. Каждое новое воскресное исполнение певицей Патарага - Божественной Литургии в кафедральном соборе Эчмиадзина был самостоятельным и неповторимым концертом. «Когда Лусине поет «Сурб, сурб», все ангелы слетаются в Первопрестол и возносят хвалу Богу за ее пение и ниспосланный свыше талант», - характеризовал Вазген Первый.
Она внесла поистине неоценимый вклад в армянскую музыкальную культуру - в 60-е годы исполнять со сцены духовную музыку было революцией. Была естественной, искренней, подобно ребенку. Пела, отрекшись от всего земного, невольно одаривала слушателя чувствами, которые человек может испытывать разве что на небесах. Она ушла в 1992 году. Ей было 55. Похоронили Лусине перед храмом Святой Гаянэ, рядом с матерью Католикоса Вазгена I. Во время церемонии ее погребения Веапар сказал: «На небе стало одним ангелом больше».
Представляем вниманию читателей уникальную аудиозапись радиоспектакля по мотивам поэмы Туманяна «Ануш» с лучшими ариями одноименной гениальной оперы Тиграняна. Запись госрадио Армянской ССР выдержала лишь один выпуск на виниле в ограниченном количестве, с которого и была сделана эта перезапись.
Партию Ануш исполняет Лусине Закарян, Саро — Еркат Мигран. Текст читает Сурен Кочарян.
Комментариев нет:
Отправить комментарий