Найдите нас на фейсбуке

пятница, 4 сентября 2020 г.

Глиняная поэзия Рипсиме Симонян

 История искусства и культуры говорит и помнит. И эта память вечна!

Внучка художницы, Аревик Григорян, утверждает, что бабушка была олицетворением одержимости искусством – в хорошем смысле слова "одержимость". Рипсиме Симонян была показательным примером беззаветности.

Тысячу раз проходил я по улице Абовяна, и всегда на меня смотрит эта керамическая женщина, смотрит, когда ты еще за ее спиной, а потом провожает взглядом вперед. Невероятным образом Рипсиме Левоновна сотворила эти раскосые глаза и этот взгляд, противоречащий физике и физиологии, но, тем не менее, существующий в реальности.

Глиняная сказка Рипсиме Симонян: возрождение традиций и современное осмысление армянского декоративно-прикладного искусства 

Глиняная сказка Рипсиме Симонян: возрождение традиций и современное осмысление армянского декоративно-прикладного искусства

Рипсиме Симонян считается основоположницей керамической скульптуры и прикладного искусства в Армении. В ее мастерской побывали Католикос Вазген I, с которым у нее вообще были теплые отношения, так же, как и с Аветиком Исаакяном, художники и космонавты, писатели и дипломаты, армянские, советские и зарубежные знаменитости. Удивительной красоты керамика и скульптуры принесли ей широкую известность и всеобщую любовь. Как писал исследователь творчества Рипсиме Симонян А. Василенко, в творчестве художницы отразилась вековая традиция, где высокое чувство одухотворяло мастерство ремесленника.

«Симонян не только гончар, не только мастер, который может вызвать к жизни любую форму предмета. Она прежде всего скульптор, который идет от ощущения пластической массы, от самого материала, ищет в нем то, что может стать выражением ее чувств и мыслей».

Родилась Рипсиме Симонян в 1916-ом году в Карсе: от резни семья бежала, потом они вернулись, но в 1918 году окончательно обосновались в Тбилиси. Здесь Рипсиме окончила школу, а в 1938 году поступила в местную Академию художеств на керамическое отделение скульптурного факультета, к Якову Николадзе, ученику самого Родена. В 1945 г. Рипсиме получает звание художника-керамика, через десять лет сама начинает вести курс керамики, а в 1965 году становится доцентом скульптурного факультета Ереванского государственного художественно-театрального института. Так и началось возрождение традиций и современное осмысление армянского декоративно-прикладного искусства.

Многие ее работы фантастичны, сказочны, но в то же время они вдохновлены жизнью, реальны. Вы рассматриваете их – и чудится, будто орел поднимает голову, птица феникс, распрямив крылья, начинает петь, девушки-горянки затевают нечто интересное, а птица сирин того и гляди сорвется со стены, чтобы присоединиться к ним. Это сказка, ставшая былью, поэзия в глине.

Рипсиме Симонян работала в технике восстановительной глазури, то есть стекловидным открытием по керамике. Эта техника была известна и нашим древним гончарам, однако художница вносила в нее свои нововведения, приукрашивая и придавая тонкости и нежности. Вазы, блюда с различными армянскими орнаментами напоминают уникальные фрески заброшенных монастырей, которые влюбляют в себя каждый раз как впервые, ведь через свое творчество она выражала свои чувства и мысли.

Декоративные сосуды Рипсиме Симонян

Рипсимэ Симонян была широко известна. Для того, чтобы ближе познакомиться с творчеством народных мастеров и усовершенствоваться, в 1946-1947 гг. Симонян организовала поездку по районам Армении, после которой она начала выступать на съездах художников, конференциях и в печати с докладом об армянском декоративно-прикладном искусстве и народном творчестве. За участие в международных выставках и многообразную деятельность она была награждена серебряной медалью в Праге и двумя дипломами – в Женеве и Фаэнце, удостоена высокого звания народного художника Армении. Много сил, энергии Р. Симонян отдавала педагогической деятельности: любовь к искусству она привила многим своим воспитанникам, большинство из которых стали подлинными керамистами, большими мастерами, продолжая славные традиции своего педагога.

Ее мастерская, наполненная керамическими изделиями, напоминала миниатюрный музей народного творчества. Необыкновенное своеобразие и яркость встречались во всех творениях художницы. Особенно в ее творчестве превалирует образ армянской женщины, полный тепла и нежности. Самые замечательные — это ее статуи из огнеупорной глины, которые находятся на улицах Еревана, Гюмри. В 1974 году, в Ереване была установлена работа «Материнство», в 1975 г. на улице Абовяна была установлена статуя под названием »»анская девушка». В 2009 г. в «Парке влюбленных» была установлена керамическая скульптура «Арменуи» (1968).

Арменуи

Во всех этих работах художница сумела объединить архитектуру и декоративно-прикладного искусства.

Ванская девушка

«Мне кажется очень важным, что современное и национальное ярче всего может проявиться в наиболее художественных произведениях, в основе которых лежит декоративная функция. Для меня чашка или кувшин, плитка или декоративная скульптура являются не вещью, а художественным произведением. Они должны быть прежде всего красивыми: ведь человек сталкивается с ними каждый день. Они должны создавать поэтическое настроение и дома, и на улице», отмечала художница.

Материнство

Наиболее известные произведения художницы выполненные в фарфоре и фаянсе: блюдо «Армянская миниатюра» (1945 г.), настенное блюдо «Армянский орнамент» (1953 г.), «Портрет отца» (1947 г.), «Зангезурка», серия скульптур «Женщина в труде» (1949-1956 гг.), настольная скульптура «У арфы» (1960 г.), декоративный сосуд «Птица-Феникс», а также серия на тему армянских народных танцев – «Узундара», «Келе-келе», «Назели».

Зангезурка

Ею создан целый ряд камерных портретных скульптур: композитора Арама Хачатуряна, профессора К. С. Сараджева, поэтов А. Исаакяна и О. Туманяна, писателей С. Зоряна и Х. Абовяна, румынской оперной певицы Зинаиды Пали в ролях Кармен и Амнерис, профессоров Р. Л. Пароняна, С .С. Смиренского.

Работы Рипсиме Симонян хранятся в Государственной картинной галерее Армении, Литературном музее Армении, доме-музее Исаакяна, доме-музее Зоряна в Ванадзоре, мемориальном музее К. С. Сараджева, Армянском драматическом театре в Тбилиси, Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века» в Москве, Театре Советской Армии в Москве и др.

P.S А излюбленная тема – женский образ, материнство, созданные ею скульптуры, наподобие упомянутой на Абовяна и той, что не уехала в Уругвай, излучают тепло и нежность, ярки и уникальны. В ереванском парке Влюбленных и на главном проспекте города есть такие "Арменуи".

Скульптор Рипсиме Симонян с местными жителями

Яркая и красивая женщина Рипсиме Симонян не признавала будничности, приковывала к себе и женское, и, в первую очередь, мужское внимание. Каждый из многочисленных ее нарядов требовал тщательного подбора своей пары туфель – это, по советским временам, было практически невыполнимо, и не по причине недостатка денег, а из-за отсутствия настолько широкого выбора. Но ей удавалось.

Рипсиме Симонян дожила до почтенного возраста, но рядом с ней не вспоминалось, что существует такое слово – "старость". Так и должно быть, наверное, когда человек занимается любимым делом, любим другими и умеет любить сам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий