Найдите нас на фейсбуке

понедельник, 14 сентября 2020 г.

Герой Сардарапата, наиболее одарённый военачальник из всех армянских генералов того времени. Минутка Истории

14 сентября родился российский и армянский военачальник, генерал-лейтенант Мовсес Михайлович Силикян. Мовсес Михайлович Силикян кадровый военный, в годы Первой мировой войны дослужился до звания генерал-майора, участвовал в боевых действиях против Османской империи на Кавказском фронте.. После взятия русскими войсками крепости Эрзурум (3 февраля 1916 года) был назначен его первым военным комендантом. С января 1918 года — командир 1-й пехотной дивизии Армянского корпуса. В мае 1918 года в Сардарапатской битве Силикян нанёс поражение турецким войскам, наступавшим на Ереван. В это время под его началом служил будущий Маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян, который впоследствии отмечал, что Силикян был «наиболее одарённым военачальником из всех армянских генералов того времени…»

После прихода большевиков к власти в Армении работал в Александрополе — в шведском отделении фирмы «Балтик». С 1923 по 1929—1930 гг. работал в американском отделении «Near East Relief» в Ереване. Несколько раз был арестован. В 1937 году был репрессирован, наряду с Христофором Араратовым и другими героями Сардарапата. Расстрелян 10 декабря 1937 года. Реабилитирован 10 ноября 1987 года.

Он прекрасно осознавал судьбоносное значение грядущей баталии и понимал главное: искусство ведения боя именно в данном случае является л ишь необходимым условием достижения приемлемого результата. Не менее важна мощнейшая идейная подоплека, способная созвать под свое знамя пребывающих в глубокой дреме представителей армянского народа.

В пятом столетии роль консолидирующей национальные династии идеи суждено было сыграть христианству, однако сегодняшняя ситуация определенно посложнее: на бесхозном, по сути, клочке исторической Армении нет организованного войска, способного противостоять дислоцированной уже в 20 километрах от Эривани турецкой армии. И еще нет идеи, равновеликой христианству V века.

В преддверии жесточайшей битвы он встретится с Католикосом всех армян Геворгом V:

«Ваше Святейшество, поле Сарарапата располагается в считанных километрах от Первопрестольного, итог же сражения предугадать невозможно. Ваша жизнь необходима народу Армении, и Вам следует на время укрыться в районе Севанского монастыря. На протяжении столетий именно церковь обеспечивала национальную жизнедеятельность армян. Именно поэтому я настаиваю на Вашем временном укрытии».

Генерал царской армии Мовсес Силиков, днями позже взявший под свою ответственность общее руководство Сарда-рапатской битвой, в нарочито мягких тонах обрисовал перед Католикосом создавшуюся ситуацию.

Опытнейший офицер, прошедший весь путь от батальонного адъютанта до командира дивизии, отчетливо видел тот стратегический тупик, в который и был загнан в преддверии судьбоносного сражения армянский народ. Загнан, разумеется, Историей. Впрочем, Католикос был не менее бескомпромиссен и жесток: «Я останусь в храме, генерал! Если армянские силы не способны защитить священное место, то я один закрою своим телом вход в тысячелетний собор».

Пастырь армянский, конечно, сам понимал драматизм создавшейся ситуации, однако иного выхода, кроме как «входа в тысячелетний собор», у него просто не оставалось. К своей великой скорби он осознавал и самое, быть может, удручающее: гарантирующий жизнедеятельность нации Крест объективно уже не в состоянии гарантировать победу в битве: в V столетии роль консолидирующей национальные династии идеи суждено было сыграть христианству, однако сегодняшняя ситуация посложнее.

Генерал Силиков был прав: с утратой политической независимости армянского народа именно Церковь осуществляла функции государства, а сами духовные предводители были не менее великими государственными мужами. Геворг V Тпхисеци не составлял исключения: инициатор создания Армянской национальной делегации, он командировал ее отнюдь не на Вселенские соборы. Организованная им миссия во главе с Погосом Нубаром призвана была отстаивать интересы нации на политических форумах. Католикос обладал воистину удивительной прозорливостью: «А ведь Мовсес Силиков умеет не только отменно воевать; если не ошибаюсь, у него на уме и нечто другое».

В майские дни 1918 года генерал действительно обдумывал формулу победы: все предельно ясно - фронт есть функция фабричного тыла, которого практически нет. Консолидирующая нацию идея и должна стать тылом Сардарапатской битвы - величайшего в армянской истории сражения, которое, собственно говоря, уже шло два дня. С переменным успехом.

21 мая турецкая армия Якуба Шевки в составе стрелковой дивизии, конного полка, ударного и саперного батальонов, артиллерийской батареи и 1500 курдских всадников заняла станцию Сардарапат и вплотную приблизилась к Эривани. В распоряжении Мовсеса Силикова имелись стрелковая дивизия, пехотная, конная бригады. Но искусство ведения боя сегодня является лишь необходимым условием достижения приемлемого результата, не менее важно определить Предмет отстаивания - Крест? Государственность? Народ? Или, быть может, нечто иное?

Архиепископ Гарегин Овсепян - энциклопедист и воин, также уверен в необходимости идейного обеспечения тыла. Он видит непосредственную связь между великой битвой V столетия в долине Аварайра и Сардарапатской баталией: по его глубокому убеждению, христианская вера и на этот раз способна сплотить нацию - восседающий на коне будущий Католикос Дома Кили-кийского с крестом в руках въезжает на поле битвы. Так поступали представители армянского духовенства эпохи великого полководца Вардана Мамиконяна; впрочем, 26 мая 451 года и сам Спарапет вступил в сражение с крестом в руках.

Генерал Силиков поступит иначе: идея защиты Родины в большей степени способна консолидировать нацию, нежели призыв к отстаиванию иных ценностей. Именно в этот день замечательный полководец, военное искусство которого пленило участника Сардарапатского сражения, будущего маршала СССР Ованеса Баграмяна, и стал великим политиком: идея защиты Родины может разбудить народ и решить исход битвы.

24 мая 1918 года, в самый разгар ожесточенной баталии генерал-майор царской армии обнародует перед нацией формулу победы: «Армяне! Спешите освободить Отечество! Пробил час, когда каждый армянин, забыв свое личное во имя великого дела - спасения Родины и защиты чести своей жены и дочерей - должен приложить последнее усилие - ударить по врагу. Армяне! Не время медлить. Все мужчины до 50 лет обязаны взять оружие. Я требую от всех явиться со своим оружием и патронами для защиты Родины.

Армянки! Вспомните благородных женщин V века, которые воодушевили своих мужей на великое дело во время сражений бессмертного Вардана, следуйте их примеру, если не хотите, чтобы была растоптана ваша честь, вдохновляйте их на подвиг и презирайте трусов, которые под различными предлогами уклоняются. Глубоко убежден, что этот мой призыв не останется безответным и в течение двух-трех дней будет организовано такое доблестное ополчение, которому удастся выгнать врага за пределы родной земли и обеспечить существование армянского народа. Вставайте! К делу, на священную войну!»

28 мая 1918 года армянское военное командование и беспрецедентно масштабное в национальной истории народное ополчение разобьют врага под Сардарапатом. В тот же день будет принято важнейшее политическое решение о восстановлении армянской государственности. 29 мая генерал Силиков обратится с новым воззванием к нации: «Армяне! Теперь мы должны освободить Александрополь! К оружию!»

Материал подготовила: Марина Галоян

Из книги "100 величайших армян XX века"


Комментариев нет:

Отправить комментарий