После прихода большевиков к власти в Армении работал в Александрополе — в шведском отделении фирмы «Балтик». С 1923 по 1929—1930 гг. работал в американском отделении «Near East Relief» в Ереване. Несколько раз был арестован. В 1937 году был репрессирован, наряду с Христофором Араратовым и другими героями Сардарапата. Расстрелян 10 декабря 1937 года. Реабилитирован 10 ноября 1987 года.
Он прекрасно осознавал судьбоносное значение грядущей баталии и понимал главное: искусство ведения боя именно в данном случае является л ишь необходимым условием достижения приемлемого результата. Не менее важна мощнейшая идейная подоплека, способная созвать под свое знамя пребывающих в глубокой дреме представителей армянского народа.В пятом столетии роль консолидирующей национальные династии идеи суждено было сыграть христианству, однако сегодняшняя ситуация определенно посложнее: на бесхозном, по сути, клочке исторической Армении нет организованного войска, способного противостоять дислоцированной уже в 20 километрах от Эривани турецкой армии. И еще нет идеи, равновеликой христианству V века.
В преддверии жесточайшей битвы он встретится с Католикосом всех армян Геворгом V:
«Ваше Святейшество, поле Сарарапата располагается в считанных километрах от Первопрестольного, итог же сражения предугадать невозможно. Ваша жизнь необходима народу Армении, и Вам следует на время укрыться в районе Севанского монастыря. На протяжении столетий именно церковь обеспечивала национальную жизнедеятельность армян. Именно поэтому я настаиваю на Вашем временном укрытии».
Генерал царской армии Мовсес Силиков, днями позже взявший под свою ответственность общее руководство Сарда-рапатской битвой, в нарочито мягких тонах обрисовал перед Католикосом создавшуюся ситуацию.
Опытнейший офицер, прошедший весь путь от батальонного адъютанта до командира дивизии, отчетливо видел тот стратегический тупик, в который и был загнан в преддверии судьбоносного сражения армянский народ. Загнан, разумеется, Историей. Впрочем, Католикос был не менее бескомпромиссен и жесток: «Я останусь в храме, генерал! Если армянские силы не способны защитить священное место, то я один закрою своим телом вход в тысячелетний собор».
Пастырь армянский, конечно, сам понимал драматизм создавшейся ситуации, однако иного выхода, кроме как «входа в тысячелетний собор», у него просто не оставалось. К своей великой скорби он осознавал и самое, быть может, удручающее: гарантирующий жизнедеятельность нации Крест объективно уже не в состоянии гарантировать победу в битве: в V столетии роль консолидирующей национальные династии идеи суждено было сыграть христианству, однако сегодняшняя ситуация посложнее.
Генерал Силиков был прав: с утратой политической независимости армянского народа именно Церковь осуществляла функции государства, а сами духовные предводители были не менее великими государственными мужами. Геворг V Тпхисеци не составлял исключения: инициатор создания Армянской национальной делегации, он командировал ее отнюдь не на Вселенские соборы. Организованная им миссия во главе с Погосом Нубаром призвана была отстаивать интересы нации на политических форумах. Католикос обладал воистину удивительной прозорливостью: «А ведь Мовсес Силиков умеет не только отменно воевать; если не ошибаюсь, у него на уме и нечто другое».
В майские дни 1918 года генерал действительно обдумывал формулу победы: все предельно ясно - фронт есть функция фабричного тыла, которого практически нет. Консолидирующая нацию идея и должна стать тылом Сардарапатской битвы - величайшего в армянской истории сражения, которое, собственно говоря, уже шло два дня. С переменным успехом.
21 мая турецкая армия Якуба Шевки в составе стрелковой дивизии, конного полка, ударного и саперного батальонов, артиллерийской батареи и 1500 курдских всадников заняла станцию Сардарапат и вплотную приблизилась к Эривани. В распоряжении Мовсеса Силикова имелись стрелковая дивизия, пехотная, конная бригады. Но искусство ведения боя сегодня является лишь необходимым условием достижения приемлемого результата, не менее важно определить Предмет отстаивания - Крест? Государственность? Народ? Или, быть может, нечто иное?
Архиепископ Гарегин Овсепян - энциклопедист и воин, также уверен в необходимости идейного обеспечения тыла. Он видит непосредственную связь между великой битвой V столетия в долине Аварайра и Сардарапатской баталией: по его глубокому убеждению, христианская вера и на этот раз способна сплотить нацию - восседающий на коне будущий Католикос Дома Кили-кийского с крестом в руках въезжает на поле битвы. Так поступали представители армянского духовенства эпохи великого полководца Вардана Мамиконяна; впрочем, 26 мая 451 года и сам Спарапет вступил в сражение с крестом в руках.
Генерал Силиков поступит иначе: идея защиты Родины в большей степени способна консолидировать нацию, нежели призыв к отстаиванию иных ценностей. Именно в этот день замечательный полководец, военное искусство которого пленило участника Сардарапатского сражения, будущего маршала СССР Ованеса Баграмяна, и стал великим политиком: идея защиты Родины может разбудить народ и решить исход битвы.
24 мая 1918 года, в самый разгар ожесточенной баталии генерал-майор царской армии обнародует перед нацией формулу победы: «Армяне! Спешите освободить Отечество! Пробил час, когда каждый армянин, забыв свое личное во имя великого дела - спасения Родины и защиты чести своей жены и дочерей - должен приложить последнее усилие - ударить по врагу. Армяне! Не время медлить. Все мужчины до 50 лет обязаны взять оружие. Я требую от всех явиться со своим оружием и патронами для защиты Родины.
Армянки! Вспомните благородных женщин V века, которые воодушевили своих мужей на великое дело во время сражений бессмертного Вардана, следуйте их примеру, если не хотите, чтобы была растоптана ваша честь, вдохновляйте их на подвиг и презирайте трусов, которые под различными предлогами уклоняются. Глубоко убежден, что этот мой призыв не останется безответным и в течение двух-трех дней будет организовано такое доблестное ополчение, которому удастся выгнать врага за пределы родной земли и обеспечить существование армянского народа. Вставайте! К делу, на священную войну!»
28 мая 1918 года армянское военное командование и беспрецедентно масштабное в национальной истории народное ополчение разобьют врага под Сардарапатом. В тот же день будет принято важнейшее политическое решение о восстановлении армянской государственности. 29 мая генерал Силиков обратится с новым воззванием к нации: «Армяне! Теперь мы должны освободить Александрополь! К оружию!»
Материал подготовила: Марина Галоян
Из книги "100 величайших армян XX века"
Комментариев нет:
Отправить комментарий