Найдите нас на фейсбуке

суббота, 26 сентября 2020 г.

Комитас Печальный Пилигрим KOMITAS ԿՈՄԻՏԱՍ


Ни один музыкант не оказывал столь сильного воздействия на развитие армянской творческой жизни, как Комитас. Собирая армянские народные песни, он возвращал их народу очищенными и возрожденными.

26 сентября 1869 года родился великий армянский композитор Комитас /Согомо́н Гево́рк Согомоня́н/. Благодаря трудам Комитаса, его научным исследованиям, усилиям по сохранению музыкального наследия и собственным музыкальным композициям, он стал источником большого вдохновения для армянских музыкантов и не-музыкантов. Кроме того он был музыковедом, фольклорисомт, певцом, хоровым дирижёром, священнослужителем Армянской церкви (вардапет).1 декабря 1907 года Комитас дал один из своих первых концертов, организованных Армянским обществом Парижа. Именно здесь он представил армянскую музыку и нотацию французскому музыкальному миру. Концерт был описан в журнале «Le Mercure Musicale», а вскоре после этого он начал получать множество приглашений выступить из Европы и Малой Азии. В Берлине Комитас стал одним из основателей Международного музыкального общества, будучи в котором он читал лекцию «Армянская священная и светская музыка» в берлинской консерватории Клиндворта — Шарвенки. После этого Комитас был приглашен представить свой доклад в парижский научный центр — Практическую школу высших исследований (École des Hautes Études)Он сосредоточивает своё внимание на темах, касающихся народного музыкального творчества, раскрывает содержание народных песен. Величайшие музыкальные достижения Комитаса были реализованы им в 1904-1914 годах. В течение этих лет он путешествовал по армянским деревням современных Армении и Турции, наблюдая и слушая местных жителей, он записал более 4000 крестьянских песен, которые большей частью были потеряны во время геноцида армян. Из всех записанных им песен после резни армян сохранилось и дошло до наших дней лишь 1500 произведений. Комитаса больше всего интересовало развитие народных песен. Он считал, что душу народа можно увидеть и понять лишь тогда, когда люди танцуют. В его понимании ритм и движение давали представление о народе и о том, что он пережил, а песня показывала интонацию языка. Как полагал Комитас, все они, когда объединяются, показывают истинную сущность людей.В Константинополе Комитас организовал смешанный хор из 300 человек, назвав его «Гусан». Последний пользовался большой популярностью. В его концертной программе основное место принадлежало армянским народным песням. Комитас часто проводил своё время в поездках с докладами и лекциями, выступая в своих концертах как солист и дирижёр. Композитор превосходно владел флейтой и фортепиано. Он был одарён большой силой воздействия на своих слушателей.

Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д’Энди, Габриэль Форе, Камиль Сен-Санс. В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюсси взволновано воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!» В Константинополе Комитас не нашёл бескорыстных единомышленников, которые помогли бы осуществить его планы. Более того: если в Эчмиадзине он был со своим родным народом, был близок к его быту и искусству, то в Константинополе он был лишён и этого. Тем не менее, он продолжал напряженно работать. Особое внимание уделяет Комитас созданию духовных произведений. В этой сфере его шедевр — «Патараг» («Литургия»), написанный для мужского хора.В период 1-й мировой войны правительство младотурок начало осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению армянского народа. В апреле 1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. Несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращён в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжёлых думах — сломленный и печальный.В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Однако не было никакой надежды на выздоровление. Медицина оказалась бессильной перед губительной болезнью. Гений армянской музыки нашёл своё последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.22 октября 1935 года Комитас скончался.
Весной 1936 года его прах был перевезён в Армению и предан земле в Ереване. Сегодня Комитас покоится в Пантеоне деятелей культуры[2].
Не менее трагической была и судьба творческого наследия Комитаса. Большинство его рукописей были уничтожены или растеряны по всему миру.
Существенный вклад в сохранение музыкального наследия Комитаса внёс армянский композитор Мушег Агаян, которым были расшифрованы свыше 100 песен Комитаса[3].
«Армянский народ в песне Комитаса нашёл и узнал свою душу, своё духовное „я“. Комитас Вардапет — начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда». (Католикос всех армян Вазген Первый.



Долгое время принято было считать, что Комитас два десятилетия страдал психическим расстройством, которое и стало главной причиной его смерти. Но в 1991 году эта официальная версия была подвергнута сомнению. Фильм «Комитас: гений в мире умалишенных» проливает свет на тайну болезни и смерти Комитаса.


Комментариев нет:

Отправить комментарий