пишет и говорит Александр Лапшин
Сегодня я бы хотел поговорить про отказ ЕСПЧ признать Республику Азербайджан ответственной за преступление, совершенное азербайджанским офицером Рамилем Сафаровым в Будапеште. Речь идет о деле Рамиля Сафарова, азербайджанского военного, убившего армянского офицера Гургена Маргаряна в 2004 году. Преступление произошло не во время военного конфликта, и не в результате уличной потасовки.
Сафаров и Марагрян проходили обучение в Будапеште в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира». Ночью 19 февраля 2004 года Сафаров проник в номер Маргаряна и зарубил спящего армянского офицера топором. Венгерский суд приговорил Сафарова к пожизненному заключению, в 2012-м году его экстрадировали в Азербайджан с целью дальнейшего отбывания наказания. Однако в Баку Сафарова встретили как героя, указом президента Алиева он был помилован в день прибытия, получил в подарок квартиру и был повышен до майора, с выплатой жалования за восемь лет, которые он провёл в заключении.
Речь идет о деле Рамиля Сафарова, азербайджанского военного, убившего армянского офицера Гургена Маргаряна в 2004 году. Преступление произошло не во время военного конфликта, и не в результате уличной потасовки. Сафаров и Марагрян проходили обучение в Будапеште в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира». Ночью 19 февраля 2004 года Сафаров проник в номер Маргаряна и зарубил спящего армянского офицера топором.
Венгерский суд приговорил Сафарова к пожизненному заключению, в 2012-м году его экстрадировали в Азербайджан с целью дальнейшего отбывания наказания. Однако в Баку Сафарова встретили как героя, указом президента Алиева он был помилован в день прибытия, получил в подарок квартиру и был повышен до майора, с выплатой жалования за восемь лет, которые он провёл в заключении.
Выдача Сафарова привела к разрыву дипломатических отношений между Венгрией и Арменией, также Армения подала иск в ЕСПЧ. Армянская сторона считает, что незаконное помилование и последующая героизация преступника указывают, что Азербайджан стоял и стоит за этим и многими другими преступлениями. Второй важный момент - совершая преступление, Сафаров являлся действующим офицером вооруженных сил Азербайджана, а вовсе не частным гражданским лицом и соответственно произошедшее - это ответственность государства. Более того, Венгрия, зная что такое Азербайджан не должна была им выдавать Сафарова.
Как известно, ЕСПЧ не в полной мере удовлетворил жалобу армянской стороны, сочтя, что Азербайджан как государство не должен быть ответственным за преступление, совершенное Сафаровым.
Армянская сторона в настоящее время подала апелляцию на вынесенное решение и требует пересмотра дела. Скажу честно, я думаю, что ЕСПЧ оставит в силе ранее принятое решение без изменений. Поскольку в этом вопросе больше моральной составляющей, чем юридической. Да, бакинский режим ведет себя не лучше, чем сомалийские пираты или ИГИЛ в Сирии. Он провоцирует собственных граждан к совершению преступлений, сделав грязную армянофобию основой «патриотического воспитания». Этот режим путем героизации убийц стимулирует азербайджанскую молодежь становиться преступниками.
Но ЕСПЧ не занимается моральными аспектами. Они сухо оценивают ситуацию исходя из буквы законов.
Что мы имеем по факту? Сафаров совершил убийство и был арестован и приговорен к пожизненному заключению венгерским судом. Венгрия действовала по закону, зло было наказано. Затем, 8 лет спустя и опять же строго по закону Венгрия передает преступника для отбывания наказания в Азербайджан. Есть международные договора, на основании которых, собственно, и была совершена выдача Сафарова. И опять Венгрия ничего не нарушила. Я еще раз повторюсь, что ЕСПЧ не рассматривает моральные аспекты, а смотрит лишь на сухие факты. Могла Венгрия предугадать, что Алиев помилует убийцу? Наверное, могла. Знала ли Венгрия, что азербайджанский режим бессмысленный и беспощадный? Вероятно, знали. Есть ли основания полагать, что Сафарова освободили взамен на большие деньги? Возможно. Но, к сожалению, в юриспруденции нет таких терминов, как «наверное», «возможно» и «вероятно».
И тем не менее, даже несмотря на низкий шанс повторного пересмотра дела в ЕСПЧ, я считаю, что обжаловать необходимо.
На видео в первом комментарии внизу я рассказал, почему критически важно довести дело Маргаряна до конца. Не смотря ни на что.
Комментариев нет:
Отправить комментарий