Найдите нас на фейсбуке

пятница, 16 апреля 2021 г.

Скончался Эдуард Чернин, азербайджанский адвокат спасший жизнь Лапшину

Лапшин вспоминает:

Вчера скоропостижно скончался Эдуард Чернин, мой азербайджанский адвокат и также один из лидеров горской еврейской общины Азербайджана. Я рад, что мне довелось быть с ним знакомым, пусть и при не самых радостных обстоятельствах. Во многом этот человек спас мою жизнь и вырвал меня из лап этого жестокого режима. 

Помню, мы с ним впервые встретились почти 3 недели спустя после того, как меня фактически выкрали из Белоруссии 8 февраля 2017 и с пафосом с окружении бравых спецназовцев с автоматами доставили в Баку. В нарушение всех международных норм, азербайджанские власти отказывались допускать ко мне нанятого семьей адвоката (Эдуарда Чернина), а он обивал пороги прокуратуры и администрации президента, добиваясь доступа ко мне. 

Помню нашу первую с ним встречу, это было 26 или 27 февраля 2017. Меня привели в наручниках в комнату, я увидел невысокого человека примерно шестидесяти лет с умным и интеллигентным лицом. На фоне не обремененных интеллектом физиономий сотрудников тюрьмы Кюрдаханы и их хриплых хамоватых голосов "курлы-мурды-кудаберды", это был для меня как глоток свежего воздуха. 

Чернин сразу мне сказал, что вся эта история с моим арестом и чрезмерной шумихой, развернутой Азербайджаном представляется ему бессмысленной и ведущей к проблемам для самого же Азербайджана. При этом, он сразу дал понять, что как гражданин Азербайджана и как патриот считает Карабах неотъемлемой частью его страны. Просто способ выбранный властями с втягиванием в их конфликт с армянами гражданина Израиля считает непродуманным и эмоциональным решением, которое ни к чему хорошему не приведет. Только сегодня мы можем оценить, насколько Чернин был прав, едва только увидев меня в бакинской тюрьме. Помню он мне сказал, что маленький добродушный парнишка (то есть я) слабо понимающий где он оказался и зачем, рассуждающий про мировую политику и просящий передать ему в тюрьму книги Ремарка... ну никак это не вязалось с образом эдакого чудовищного Бин Ладена, о котором трубили все СМИ Азербайджана с утра до вечера. Он с грустью мне говорил, что за 25 лет конфликта Азербайджан не нашел и не привлек к ответственности ни одного из тех, кто убивал людей в Ходжалы, зато зачем-то бросил все силы на блогера Лапшина, который "куда-то там съездил в 2011 году". Что, мало туристов посетили Карабах, причем их политический вес куда больше чем Лапшина. Что за абсурд? Это он мне сказал при первой же встрече. 

Еще он мне сказал, что раздувание этой истории ему не нравится еще и тем, что евреи всегда жили в мире с азербайджанцами. И что такие истории могут спровоцировать всплеск антисемитизма в Азербайджане. И этот фактор кстати стал главной причиной, по которой он взялся за это скандальное дело. Чем раньше Лапшин исчезнет из Азербайджана, тем лучше будет и для Азербайджана, и для Лапшина и для евреев Азербайджана. И в этом он был полностью прав. 

Он навещал меня достаточно часто, после того как под давлением России и Израиля власти страны прогнулись и позволили ему взяться за мое дело. Он передавал приветы от семьи и друзей, рассказывал что происходит. И конечно же в первую очередь вел моё дело и представлял в бакинском суде.

Когда власти Баку позволили моей маме приехать на свидание, то он ее встретил в аэропорту и отвез в гостиницу. А когда азербайджанские тюремщики с ней по хамски обошлись и попытались сорвать свидание, он тут же приехал и устроил им взбучку.

Мы с Эдуардом Черниным встретились дня за три до того, как на меня напали в бакинской тюрьме. Ничто не предвещало трагедии. Он мне сообщил, что моя выдача Израилю уже согласована и буквально на днях из Тель-Авива придут необходимые документы по линии генеральной прокуратуры и меня отправят домой. Он мне сказал, что наберись терпения и скоро будешь дома. 

После нападения на меня в камере в ночь с 10 на 11 сентября я оказался в состоянии комы, в которой пролежал в реанимации вплоть до 14 сентября. Открыв глаза,  увидел Эдуарда Чернина, он приехал ко мне в бакинский госпиталь. Еще там был генконсул Израиля, Лилах Атиас. Позже меня посетили также сотрудники посольства России. Адвокат мне сообщил, что Ильхам Алиев, узнав что на меня напали немедленно подписал указ о помиловании. Чернин также настаивал на том, что меня надо как можно скорее отправить из Азербайджана, пока чего-нибудь не случилось. Мне эта фраза запомнилась "Как бы чего-нибудь не случилось" и теперь, забегая вперед я понимаю, что он мог иметь в виду.  Напасть на заключенного, чья передача в Израиль согласована на высшем уровне - это признак неустойчивости действующей власти. Кто-то хотел скомпрометировать Алиева, или сам Алиев под влиянием сиюминутных эмоций мог передумать. Любой вариант возможен. 

Потом мне уже рассказали родственники. Мой адвокат, Чернин, позвонил моей маме 10 сентября поздно вечером. Это был мамин день рождения. Он ей сказал, что не может меня найти. Мама была в растерянности, то есть как? Он обьяснил, что приехал в тюрьму для встречи со мной как адвокат, но ему ответили, что Лапшина в тюрьме нет. Это было невероятно. Что значит нет? А где он? Как я понял, начальник тюрьмы, Рашид Сафаров вел себя нервозно, неадекватно и отвечал, что сам не знает куда Лапшин пропал, а потом сослался на занятость (это в десятом часу вечера) и скрылся за дверью своего кабинета. За все 40 лет адвокатской практики Чернина, такого еще не случалось.

Потом кто-то из сотрудников тюрьмы сообщил, что Лапшин в тюремной больнице, но не в самой тюрьме, а в Баку. Что случилось тот человек тоже не смог сообщить, но сказал, что видел как Лапшина грузили в машину скорой помощи и затем с полицейским конвоем увезли. Чернин немедленно поехал в центральную тюремную больницу Азербайджана в Баку. Уже в двенадцать ночи он тщетно пытался узнать, что случилось и где его клиент. В тюремной больнице обстановка также была странной, несмотря на поздний час все начальство было на месте, но никто не смог дать внятный ответ, куда Лапшин пропал. Он у вас в больнице? Главврач ответил "Без комментариев". 

Потом, буквально на глазах адвоката из тюрьмы выехал кортеж скорой помощи и нескольких сопровождающих машин полиции. Уже чисто на удачу он поехал вслед за кортежем, который держал путь в центральную больницу Баку (Hospital merkezi) и не ошибся - там везли меня. Чернина не впустили в больницу, но он успел увидеть, что именно меня выносили из скорой помощи. Он немедленно поднял на уши посольства Израиля и России в Баку и этим возможно спас мне жизнь. Уже рано утром сотрудники посольств обеих стран были в больнице и вначале их тоже не хотели впускать, ссылаясь на указания службы госбезопасности Азербайджана. Но в итоге впустили. Я был тогда в коме в реанимации. 

Вскоре после окончания моего дела Эдуард Чернин покинул Азербайджан и выехал в Израиль, где и проживал до настоящего времени. Он был захоронен в городе Хадера в 50 километрах от Тель-Авива.  

Эдуард Майорович, спасибо вам за все. Соболезнования семье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий