Советская писательница армянского происхождения, поэтесса и прозаик, искусствовед, журналист, историограф.
В 1920 - объездила Карабах, ее размышления обобщены в книжке «Нагорный Карабах», содержащей сведения о разрушенных турко-татарами в 1918-1920 гг. армянских селениях. По современным меркам Мариэтту Шагинян могли бы занести в Книгу рекордов Гиннеса. Она прожила 94 года, из них свыше семидесяти непрерывно занималась творческой деятельностью. Нет такого литературного жанра, начиная с небольшого стихотворения и кончая эпической тетралогией, что был бы ей не под силу. Работая над очерками об Армении, она спускалась в самые глубокие недра рудников в Зангезуре и поднималась на самую высокую – 4090 метров над уровнем моря – гору Арагац, став первой женщиной, взобравшейся на нее. Кстати, она имела диплом-альпиниста!
«Путешествие по Советской Армении» Мариэтты Шагинян впервые увидело свет отдельной книгой в 1950 году в издательстве «Молодая гвардия». Написана она на основании материала об Армении, который писательница начала собирать еще в двадцатых годах. Академик АН Армянской ССР Константин Паффенгольц писал: «Книга Мариэтты Шагинян „Путешествие по Советской Армении“, написанная прекрасным, образным языком, всесторонне знакомит читателя с Арменией. М. Шагинян правдиво и красочно изображает жизнь республики, ее природу и многовековую историю. <…> Искусство, музыка, археологические ценности — все нашло свое место и яркое отражение в книге… Читается книга с захватывающим интересом».
Приводим фрагмент «Путешествий…», посвященный горе Арагац. Выходя на улицу, жители Еревана видят по одну сторону горизонта снежный двуглавый Арарат, а по другую его сторону, почти напротив Арарата, — снеговые массивы Алагеза, или, по-армянски, Арагаца.
Арарат — скульптурен, одинок, формально закончен; Арагац — разбросан, многоголов, живописен, заслоняет горизонт своеобразной горной кущей, целой рощицей вершинок и склонов. Тянет туда приезжего, особенно в жаркий день, когда белый сахар вулкана рассыпается на жгуче-синем, горячем небе. Но не так-то много жителей Еревана побывало на его вершине, — ведь даже сейчас, когда на Арагац ведет хорошая дорога, путешествие это не очень легко, особенно до полного таяния снегов.
Снежные бури на Арагаце — явление серьезное: они-то и делают этот, в сущности очень доступный, на три четверти пологий, лишенный особых альпийских трудностей подъем предметом серьезного внимания туристов. Главное для восхождения — уметь выбрать такой день, когда снег уже успел сойти со склонов и когда он еще не начал выпадать снова.Он, во-первых, неизменное слагаемое ее пейзажа. Улыбающийся волнистый очерк его словно антипод Арарату, и каждый, кто показывает новичку библейскую гору, неизменно поворачивается к ней спиной, добавляя: «А вот Арагац».А у самого подножия Арагаца, в селении Бюракан, построена астрономическая обсерватория, с башни которой президент Армянской Академии наук В.А. Амбарцумян и его помощник астроном Б.Е. Маркарян ведут свои знаменитые наблюдения над звездными ассоциациями.Арагац — неизменное слагаемое и армянского искусства и армянского фольклора. Не устает петь о нем соловей Армении, Аветик Исаакян. Лучшие художники наносят профиль Арагаца на свои полотна. Благодарно восхваляется он в народных песнях. Когда представишь себе всю эту красоту и богатство, так щедро одарившие науку, искусство, деревню и город своими водою и камнем, травою и горным воздухом, то впечатление чего-то мягкого, мирного, покойного и благодетельного встает от Арагаца. Добрая гора ...,,
Комментариев нет:
Отправить комментарий