С 27-ого сентября хочу добавить подвалы в список моих учителей, так как они меня/нас многому научили.
Например, делиться.
По-моему, это очень важная вещь - уметь делиться, даже очень личными вещами: одеялом, любимой шоколадкой, расческой, зубной пастой, полотенцем, последним куском хлеба.
Уступать.
Представьте, 35-40 человек в одном подвале. У каждого есть кто-то на передовой, о ком волнуешься, от которого не получаешь звонка и сходишь с ума. Все вышли из зоны своего комфорта и находятся в хаосе - не зная когда это кончится. И тут единственный выход это друг-другу уступать и друг друга терпеть. Не злиться, не ворчать.
Научно доказанный факт, что это действительно успокаивает. Люди часто становятся очень эмоциональными во время интервью, плачут, смеются… Иногда хочется отбросить камеру, листок бумаги с вопросами, и просто обнять человека. Так и делаю.
Полюбить еду, которую никогда не любил.
Вот, однажды, в моем убежище приготовили гречку. Ем я ее, конечно, с мацуном, а сейчас молочного нет. Пришлось обойтись. Я не ем лук, поэтому мама мне всегда готовит без. А тут не только я одна, есть и другие люди, которые обожают с луком. Вычислила кусочки лука в тарелке, выделила на краю тарелки и съела свою любимую гречку. Когда это повторилось с рисом и картошкой, и прошло несколько недель, мне уже было лень находить лук как Золушка искала иголку в стоге сена. Так и привыкла.
Не плакать.
Иногда от того, что звуки бомб не кончаются, хочется сидеть и плакать от бессилия и от неумения больше противостоять этому. Или ночью, да-да, особенно ночью, когда все спят, отложила телефон и тоже пытаешься заснуть. И в этот момент вспоминаешь любой день без войны, брата, друга, маму… Как кто-то особенный гладил твои иступленные руки… Вечерние посиделки, свой плед, битву между тобой, папой и братом за гитару… И нахлынет вдруг эта сентиментальная струна, и как говорил Маяковский, хочется в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб, но не можешь себе этого позволить. Потому что рядом с тобой спят люди, которых разбудишь, если будешь реветь. Закрываешь глаза, чтобы слезы остались там и не текли…
Любить.
Любить людей, которые были незнакомцами до войны, а теперь часть семьи, которые успели узнать столько всего личного о тебе. Любить тех, кого любил, сильнее, потому что в подвале скучаешь по всему и всем...
Ценить.
Комнату, о которой постоянно, может, жаловался. Плиту, которая согревала, а мы говорили, мол, слишком много электричества тратит, как заплатим за это? Душ, чистоту и горячую воду. Борщ, супчик и овощи. Пространство, где мы иногда могли остаться наедине с собой. Кровать, подушку, теплый плед. И наконец, время, которое мы потратили не ценя все это, или не полностью осознавая, какие мы счастливчики.
Иногда действительно хочется выбежать из этого подвала, (опять от Маяковского) тело в улицу бросить. Дикий, обезумевший, отчаяньем иссечась… Но это наш дом, который мы предпочтем даже уютному и безопасному Еревану…
03.11.2020
Комментариев нет:
Отправить комментарий