Найдите нас на фейсбуке

суббота, 7 ноября 2020 г.

41-ый день войны, Арцах / Нагорный Карабах

Местные жители в убежище - Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Лика Захарян
День был очень долгим и напряженным. В подвале больше всего скучала по людям. Когда был шанс выйти и встретить кого-то, это было чудом. Сегодня увидела, услышала, сфотографировала стольких людей, что кажется - собрала материалов на целую книгу.
Сижу в отеле в Горисе (город в Армении, который граничит с Арцахом). Ну, как вы уже поняли, мне не удалось вернуться домой. Наивно рассчитывали и надеялись, что есть хоть малейшая вероятность, что дорогу откроют. Может сейчас кто-то думает: если так сильно хотели, то почему не воспользовались альтернативой? Дело в том, что в Горис мы приехали не случайно. Некоторые добрые люди с нашим директором СивилНета привезли сюда гуманитарную помощь. В основном - детскую одежду и еду. И мы с оператором Геворгом (не тем, которого вы “знаете”) рвались сюда - встретиться с людьми, поучаствовать в этом деле, снять людей, их истории и, поговорить с ними. По дороге.
Разговаривали с Геворгом по пути. На самом деле он скалолаз и артист. Покорил чуть ли не все высоты Армении и Арцаха. Он из Еревана, но мама гадрутская. Рассказал о том, что ему было 9 лет, когда его отец как-то пришел домой и сказал:
-Где дети?
- Двое спят, а двое - играют во дворе,- ответила мама.
Подошел к спящим, обнял, поцеловал, вдохнул их аромат.
- Я завтра еду в Карабах, на войну.
После этого он уехал. Целыми месяцами от него не было вестей. Четверо детей, мама, все переживали. Не было телефонов, инстаграмов и фейсбуков, а письма с трудом доходили. Каждый день засыпали и просыпались глядя на дверь… Когда же она откроется. И вот вдруг… Постойте, я процитирую Геворга:
- Очень хорошо помню: 93-ий год, погода такая приятная. Выхожу на улицу и вижу: военная машина стоит, а из машины вышли несколько мужчин. Все такие одинаковые - борода, одежда, волосы, у всех на плечах калашников. Я стою, предполагаю, что папа вернулся, но… Не узнал его, представляешь? Мне было 10, а я не узнал собственного отца… Дико хотелось побежать и укутаться в его объятия… Только Бог знает, каким долгожданным был этот момент... И тут, один из них встал на колени, вытянул руки, приоткрыл объятия… Я понял, что это он. Помчался к нему как молния, растворился в нем… Это то воспоминание, которое запечатлелось в моей голове…
Я была очень тронута его историей. Хотя он не жил в Арцахе, но испытал те же чувства, что и каждый ребенок на войне…
Потом поговорили о Гадруте и красоте местности. Я всегда хотела на Дизапайт/ монастырь Катаро на вершине горы. Никак не получалось. Во время коронавируса все мои друзья поднялись и насладились самым свежим воздухом. А я тогда работала и с шестидневным графиком и никуда не успевала. А знаете, там такие прекрасные полевые цветы… Чем получить цветы из лучших цветочных магазинах Швейцарии, я предпочту полевые цветы Дизапайта… Но так дело до этого и не дошло, а Геворг был там четыре раза.
Дизапайт. Вот еще одна (пока) неисполненная мечта, которую я собираюсь осуществить при первой же возможности. И пусть тогда весь мир подождет…
06.11.2020

Комментариев нет:

Отправить комментарий