Армянский Сочельник
5 января Армянская Апостольская Церковь отмечает Рождественский Сочельник. Так как церковный день сменяется в 17.00 часов вечера, вслед за вечерним богослужением, то Св. Рождество армяне начинают праздновать 5-го января вечером и продолжают 6-го января.
Вечером 5-го января во всех церквях служится Св. Литургия Чракалуйца. "Чракалуйц" в переводе с армянского означает "возжигание светильников (лампад)". зажигают также и свечи. В этот вечер люди уносят с собою в дома зажжённые в церкви лампады и свечи. Они символизируют божественный свет, благословение церкви.
Возжигание светильников символизирует свет Вифлеемской звезды, которая волхвам указала путь к Младенцу Иисусу.
Следующее утро, 6 января, открывается Рождественской литургией, после которой происходит Освящение воды, что символизирует крещение Христа в реке Иордан.
Праздничные мероприятия Светлого Рождества в Армении продолжаются до 13 января, вплоть до Наречения Имени Господня – праздника Посвящения Младенца Иисуса во Храм.
На следующий день, 6 января, утром служится Рождественская литургия.
Далее проводят праздник крещения Христа с церемонией освящения воды. В воду добавляется святое Миро, вода благословляется молитвой. Согласно традиции, после службы верующие люди несут в свои дома немного освященной воды. Вода именуется крещенской и является целебным средством для больных, так как освященная вода обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду хранят и относятся к ней, как к великой святыне.
Тыква – самый главный рождественский продукт для украшения стола в армянских семьях.
Уже на протяжении нескольких веков на Рождество армяне едят приготовленное из тыквы блюдо под названием хапама.
Рождество – особенный праздник, поэтому это единственный день в году, когда армяне едят тыкву.
Они наполняют ее пловом – смесью из риса и изюма, меда, а затем подают с индейкой.
До 5 века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря. Это было сделано для того, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник.
Армянская Апостольская Церковь осталась верна старому церковному календарю и день рождения Христа отмечает 6 января одновременно с Крещением Христа.
Русская Православная Церковь отмечает Рождество на день позже, а Римско-Католическая - 25 декабря. Это связано с разницей в датах в Юлианском и Григорианском календарях.
А. Лапшин пишет:
Для меня, как ребенка из очень светской русско-еврейской семьи, Рождество и Сочельник не несли какого-то глубокого смысла. Мы отмечали Новый год 31 декабря, это да. Но помню с детства, что эти сказочные картинки людей и животных, склонившихся над маленьким Иисусом всегда меня завораживали. И даже став взрослым, я всегда с восторгом останавливался где-нибудь в Европе в Рождество перед декорациями на тему рождения Христа. Все это удивительно сказочное и мистическое. Хотя в Бога я и не верил.
У евреев есть анекдот на эту тему веры и баланса между верой и здравым смыслом. Один еврей очень верил в Бога, постоянно молился и просил здоровья и много денег. Но это не помогало, не было ни здоровья, ни денег. И однажды случилось чудо и Бог сказал "Хорошо, я сделаю тебя богатым и ты выиграешь миллион в лотерею". Еврей поблагодарил Бога и ушел домой, ждать свой миллион. День ждет, два, неделю, год. А миллиона нет. Опять жалуется Богу "Уважаемый, а где мой миллион, вы же обещали!". Бог, возмущенный тем что человек не готов палец о палец стукнуть ради своего же счастья, отвечает "Купи лотерейный билет!!!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий