А вы знали, что Чехов писал стихи? Правда, весьма своеобразные. Впрочем, у него по-другому и быть не могло.
АНТОН ЧЕХОВ. ПОСЛЕДНЕЕ ПРОСТИ
Как дым мечтательной сигары,
Носилась ты в моих мечтах,
Неся с собой любви удары
С улыбкой пламенной в устах.
Но я – увы! — погиб уж для мечтаний,
Тебя любя, я веру потерял…
И средь моих мечтательных скитаний
Я изнывал и угасал!..
Прости меня… Зачем тревожить
Заснувшего в гробу навеки мертвеца?
Иди вперед! Не унывай! Быть может,
Найдешь другого… подлеца!!!
1883
Полностью согласна с Довлатовым: "Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее. Однако похожим быть хочется только на Чехова..."
Я не стесняюсь говорить, что для меня Чехов как художник – абсолютный, недостижимый идеал. Та путеводная звезда художественной, философской и очень русской мысли, в которой переплетается всё: «На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
Чехов – один из тех великих художников, который за мусором видел всегда божественное, из мусора вынимал прекрасное. Он не прекрасное писал, он писал о самых простых вещах. Но за этими простыми, элементарными вещами, особенно в его пьесах, скрывалась всегда высокая трагедия. Высокая трагедия – это обязательно очищение и, несмотря ни на что, надежда. Во всех его пьесах, которые кончаются трагически, всегда есть последний вопль благодарности Богу.
Чехов говорил, что всё смешное в жизни сосуществует одновременно с трагическим, глупое – с мудрым. Все прекрасные люди имеют в себе что-то нехорошее, все ужасные и тупые люди – что-то, что требует сострадания. Всё в жизни перемешано. И в этом есть его, я бы сказал, полижанровое искусство, умение видеть амбивалентность жизни.
Понять, что жизнь гораздо сложнее, чем многие пытаются представить, – это очень важно. Когда критики моих картин говорят: «Я не понимаю, ты за кого?», я всегда хочу им ответить: «Вот ни за кого! Сам выбирай!». Чехов не был в своих произведениях «за кого-то». Но он не был и «против кого-то».
Я рад сообщить, что моя чеховская трилогия – «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» – возвращается после долгого перерыва на сцену. Вы можете посмотреть спектакли 26, 27 и 28 февраля в Театре имени Моссовета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий