Найдите нас на фейсбуке

воскресенье, 10 января 2021 г.

Параджа́нов мстил миру любовью!

ПАМЯТЬ...СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ ПАРАДЖАНОВ
Сергей Иосифович Параджанов родился 9 января 1924 года в Тифлисе (сегодня – Тбилиси), в армянской семье. Его отец, Иосиф Параджанов, был потомственным антикваром, а кроме того, держал еще и несколько заведений. После революции 1917 года его бизнес развалился, осталась только антикварная лавка, но поскольку в советское время скупка-продажа ценных вещей стала приравниваться к спекуляции, Параджанову-старшему пришлось отсидеть несколько сроков в тюрьмах.
Сам Сергей Параджанов еще в детстве увлекся театром и искусством. Поступив после школы в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта, он вскоре понял, что совершил ошибку, забрал документы и подал их на вокальное отделение Тбилисской консерватории. Позднее, в 1952 году, он окончил режиссерский факультет ВГИКа.
Первую свою жену – молдавскую татарку Нигяр – Параджанов встретил в Москве. История любви была трагичной. Братья Нигяр, узнав о замужестве сестры, не оценили ее «самодеятельности» и, в соответствии со строгими патриархальными нравами семьи, бросили девушку под поезд. Позднее в своих фильмах Параджанов не раз обращался к молдавской теме, что было данью памяти его любимой. Второй брак – с украинкой Светланой Щербатюк – тоже оказался недолгим. Прожив пять лет, супруги расстались, но Параджанов до конца жизни поддерживал отношения с женой и сыном Суреном, родившемся в этом браке.
Противоречивая, сложная и эмоциональная натура Параджанова нашла отражение и в его фильмах. В 1964 году по мотивам произведений Михаила Коцюбинского он снял фильм «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана. Картина, поражавшая своей эмоциональной выразительностью и накалом народных страстей, удостоилась премий сразу нескольких международных кинофестивалей.
В другом своем фильме – «Цвет граната» – Параджанов рассказал биографию армянского поэта Саят-Новы, воссоздав на экране колоритный исторически фон средневекового Кавказа. Жизни кавказских народов были посвящены и многие другие его работы. В их числе – фильм «Легенда о Сурамской крепости» (1984), в основу которого легла народная грузинская легенда; фильм «Ашик-кериб» (1988), снятый по мотивам одноименной поэмы Михаила Лермонтова и ставший последней его законченной картиной.
Помимо фильмов Сергей Параджанов трудился над созданием изобразительных произведений в технике коллажа. Многие его работы экспонировались на выставках, их собрание можно увидеть в книге Василия Катаняна «Параджанов. Цена вечного праздника».
Среди работ Параджанова сохранились так называемые «марки с зоны» – рисунки, выполненные шариковой ручкой на этикетках от спичечных коробков. Они стали напоминанием о трехлетнем сроке (с 1974 по 1977 годы), который Сергей Иосифович провел в заключении, оказавшись в тюрьме по «сфабрикованному», как считают многие, обвинению.
Скончался Сергей Иосифович Параджанов 20 июля 1990 года от рака легких в Ереване, куда приехал работать над автобиографической картиной «Исповедь».

подробнее
Армянский кинорежиссёр, сценарист и художник. Лауреат множества кино-премий, народный артист Украины (1990) и Армении (1990). Мировая известность пришла к Сергею Параджанову после съемки культовых фильмов «Тени забытых предков» (1965) и «Цвет граната» (1968), благодаря которым режиссёр считается одним из основателей «новой советской волны» и «поэтического кинематографа». Не будучи классическим диссидентом, Сергей Параджанов, однако, открыто критиковал советскую культурную политику, выступал против цензуры и судебных расправ над украинской интеллигенцией. В результате режиссёр по политическим мотивам был осуждён. Пробыв в тюрьме 4 года. Параджанов освободился под давлением советской творческой интеллигенции и международной кампании в этой связи.

Вернулся в кинематограф Сергей Параджанов только в 1983 году: снял ряд фильмов, в том числе «Легенду о Сурамской крепости» (1984) и «Ашик-Кериб» (1988).
Помимо фильмов, Сергей Параджанов создал множество изобразительных произведений: рисунки, коллажи, инсталляции, скульптуры. 12 апреля 1966 года Сергей Параджанов уехал в Ереван и приступил к работе над фильмом «Сая́т-Нова́». В сценарии к нему он реализовал свои предыдущие задумки: лаконичность, скупость средств выражения, практически полное отсутствие речи. При этом одновременно фильм наполнился этнографичностью, психологизмом, символизмом и аллегориями. Режиссёр, как и прежде, поднял глубинные философские вопросы: жизнь и смерть, любовь, плотское и духовное, путь поэта. В этом же году неоднозначный сценарий получил одобрение Госкино СССР, что некоторые киноведы связывают с ещё бытовавшими тогда либеральными порядками «хрущёвской оттепели». В 1967 году фильм «Саят-Нова» был запущен в производство на киностудии «Арменфильм». В ходе подготовки к съемкам весной были созданы две короткометражки: «Страсти по Саят-Нове» и «Акоп Овнатанян» (об армянском художнике). В августе после многих производственных проблем начались съемки фильма «Саят-Нова. В это же время Параджанов выступил в поддержку Тарковского в связи с цензурой его фильма «Андрей Рублёв». Весной 1968 года он присоединился к обращению «Письма-протеста 139», в котором представители интеллигенции, обращаясь к руководству страны, выступили против происходивших на Украине политических судебных процессов. При этом Параджанов настоял, чтобы его фамилия шла первой в списке подписантов.Осенью 1968 года фильм «Саят-Нова» в черновом монтаже был представлен художественному совету студии «Арменфильм», а затем Госкино СССР. Премьера цензорам совпала с периодом реакции на ввод советских войск в Чехословакию для подавления «Пражской весны». Параджанов подвергся жёсткой критике, его обвинили в порнографии и мистицизме. В картину были внесены многочисленные цензурные правки. Чиновники обвинили Параджанова в грубом искажении образа Саят-Новы и потребовали убрать его имя, в результате чего фильм обрёл новое название «Цвет граната». После этого картина была формально допущена к прокату, но только на территории Армении.В Тбилиси Сергей Параджанов поселился в доме детства. Первым делом он посетил могилу матери, с которой не успел проститься. В своём доме Параджанов снова открыл своеобразный салон, где постоянно были гости и происходили творческие вечера, где он поражал людей ежедневными «представлениями-шоу». Он также продолжил свои художественные поиски, создавая коллажи, инсталляции, кукол, аксессуары, скульптуру и т. д. Параджанов возвратился и к написанию сценариев, однако их никто не рассматривал. В 1978 году он написал руководству «Арменфильма» с просьбой реализации проектов «Ара Прекрасный» или «Давид Сасунский», однако ответа не последовало. Жил режиссёр на средства, вырученные от продажи антиквариата. 31 октября 1981 года, находясь в Москве, Параджанов выступил в театре на Таганке на обсуждении скандального спектакля гонимого тогда Ю. П. Любимова «Владимир Высоцкий». В своей речи он опять подверг критике власть и её культурную политику. В январе 1982 года в Тбилиси приехал опальный Тарковский — это была последняя встреча друзей. Позднее, в 1984 году, и Тарковский, и Любимов вынуждены были покинуть СССР.В результате Параджанов снова попал в поле зрения КГБ. Было открыто дело якобы о даче им в 1978 году взятки при поступлении племянника Георгия в Тбилисский театральный университет. Следователи стали вымогать у режиссёра взятку за якобы закрытие расследования. 11 февраля 1982 года при попытке передачи денег Сергей Параджанов был опять арестован и помещён в Ортачальскую тюрьму. Новый арест вызвал большой резонанс, последовали ходатайства об освобождении от известных деятелей культуры: А. А. Тарковского, Беллы Ахмадулиной, Резо Чхеидзе, Тенгиза Абуладзе, Эльдара и Георгия Шенгелая, Софико Чиаурели, Тонино Гуэрра, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини и других. В результате, пробыв в тюрьме 9 месяцев, 5 октября на последнем судебном заседании Параджанов получил условный срок и был освобождён в зале суда. После этого жизнь Сергея Параджанова неожиданно изменилась. Заступничество итальянского литератора Тонино Гуэрра и грузинского режиссёра Резо Чхеидзе перед первым секретарём ЦК КПГ Э. А. Шеварднадзе не только привело к освобождению режиссёра, но и вновь открыло ему путь в кинематограф. 15 сентября 1983 года на студии «Грузия-фильм» состоялась защита проекта фильма «Легенда о Сурамской крепости» по мотивам повести Д. Г. Чонкадзе. Чтобы не вызывать недовольства Москвы, режиссёром картины был номинально объявлен Д. И. Абашидзе, а в его «помощники» утверждён Параджанов.Съёмки состоялись в 1984 году, а в 1985 году прошли премьеры в Москве (в ЦДК) и Ереване. Фильм был представлен на ряде международных кинофестивалей и получил мировое признание. В 1985 году в СССР была провозглашена перестройка. В этом году Параджанов снял короткометражный художественно-документальный фильм «Арабески на тему Пиросмани», повествующем об известном грузинском художнике. Однако вскоре режиссёр подвергся острой критике грузинских националистов за «искажение образа Пиросмани и национальных традиций» в фильме «Легенда о Сурамской крепости»[.
В декабре в гости к режиссёру приехал американский поэт, основатель битничества Аллен Гинзберг.
В 1986 году Параджанов приступил к работе над сценарием «Мученичество Шушаник» (по мотивам произведения Иакова Цуртавели), создал серию эскизов для постановки «Гамлета», написал сценарий «Сокровища горы Арарат».
В 1987 году в Союзе кинематографистов Грузии состоялась первая выставка живописных работ Сергея Параджанова «Бал в мастерской кинорежиссёра», которая имела большой успех. В 1988 году выставка прошла и в Ереване, в Музее народных искусств. Как её итог, было принято решение о создании Музея Параджанова в Ереване.В 1987 году Параджанов приступил к работе над фильмом «Ашик-Кериб» по мотивам сказки М. Ю. Лермонтова. Первоначально режиссёр собирался экранизировать другое его произведение, сценарий по которому написал ещё в 1960-х («Демон»). Однако в ходе подготовки планы поменялись. Эту фантасмагоричную сказку о трудном жизненном пути художника Параджанов посвятил памяти своего друга Тарковского, умершего в эмиграции.В 1987 году Параджанов принял участие в Роттердамском кинофестивале, где ему был вручён приз за лучший инновационный фильм. В этом же году посетил Мюнхен, Венецию и Нью-Йорк. Гостями его дома в Тбилиси были Марчелло Мастроянни, Ив Сен-Лоран и другие. К Параджанову приходит мировая слава.В 1989 году Фрунзе Довлатян предложил Параджанову работу на киностудии «Арменфильм». В результате 7 июня состоялся первый день съёмок параджановского фильма-автобиографии «Исповедь», сценарий к которому был начат ещё в 1969 году. Было отснято 300 метров рабочей плёнки. Этот день оказался последним съёмочным днём в жизни режиссёра — на следующий день он начал кашлять кровью. Параджанову диагностировали рак лёгких, он был госпитализирован и прооперирован в Москве, однако опухоль дала метастазы. Режиссёр возвратился в Тбилиси, где состояние его постепенно ухудшалось. Ему поступали различные предложения и приглашения, однако сил у него оставалось мало. В конце года Параджанов всё-таки поехал на кинофестиваль в Лиссабон. Оттуда он возвратился уже в Ереван, в дом своей университетской подруги Галины Мисакян, которая стала ухаживать за ним. 22 мая по приглашению президента Франции Франсуа Миттерана режиссёр вылетел для лечения в Париж (хотя опасался этого, поскольку его друг Тарковский умер от рака лёгких именно в этом городе). Однако спасти Параджанова было уже невозможно — состояние его стремительно ухудшалось. 20 июля медицинский борт доставил режиссёра из Парижа в Ереван, где он умер в тот же день в республиканской больнице.
Прощание с Параджановым прошло 25 июля в Армянском театре оперы и балета. Похоронен после многотысячного шествия в Пантеоне парка имени Комитаса.27 июня 1991 года в Ереване торжественно открыли Дом-музей Сергея Параджанова по адресу: улица Дзорагюх, 15/16. Позднее на его территории также был установлен памятник режиссёру. В музее хранятся многие вещи и работы Параджанова, переданные им туда в последние годы жизни.
В сентябре 1992 года в Тбилиси на доме Параджанова (ул. Коте Месхи, 7) была открыта мемориальная доска.
В 1992 году у подъезда дома в Киеве, где жил и был арестован Параджанов (пр. Победы (бывш. ул. Шевченко), 1, кв. 54), была установлена мемориальная доска работы скульптора Николая Рапая.
В июне 1997 года на территории киностудии имени Довженко (проспект Победы, 44) в присутствии президентов Армении и Украины был открыт памятник Параджанову (автор скульптуры Б. Н. Мазур).
В 2000 году в поселке Верховина в доме, где полтора года жил и работал над фильмом «Тени забытых предков» Параджанов, был открыт дом-музей истории создания фильма.
6 ноября 2004 года в старой части Тбилиси на улице Ватные ряды был открыт памятник Параджанову, созданный скульптором Важей Микаберидзе по мотивам фотографии «В полёте» Юрия Мечитова.На Ереванском международном кинофестивале «Золотой абрикос» есть специальный приз «Талер Параджанова», представляющий собой серебряную медаль по образцу «талеров», создаваемых режиссёром во время заключения в тюрьме из фольги крышечек бутылок из под молока. Награда вручается за вклад в мировой кинематограф. Подобную медаль Федерико Феллини и Тонино Гуэрра вручили режиссёру Г. Н. Данелии за фильм «Не горюй!».
Астероид 3963 был назван в честь Сергея Параджанова.
В 1993 году во Львове впервые на Украине появилась улица Сергея Параджанова. В 2016 году в рамках политики декоммунизации в честь режиссёра были переименованы улицы в Киеве[35], Виннице[36], Житомире[37], Краматорске[38], Кривом Роге, Херсоне, Днипро, Красноторке под Краматорском, в Братске в Николаевской области, а также в селе Рассошенцы под Полтавой.
В честь 75-летия со дня рождения режиссёра ЮНЕСКО объявило 1999 год «годом Параджанова».
С 2016 года во Львове, в районе Левандовка, в культурно-художественном центре «Спутник» и в Левандовском парке проходит ежегодный «Фестиваль Параджанова».
В 2018 году в Ереване искусствоведами Вигеном Бархударяном и Вероникой Журавлёвой основано независимое творческое объединение Parajanov Art Laboratorium, занимающееся изучением, сохранением и популяризацией наследия Сергея Параджанова.

Про гений режиссера и его неповторимые кино-полотна написано множество статей и исследований. Но те, кто знали режиссера лично, говорили, что вся его жизнь, несмотря на ее трагичность, состояла из прекрасных историй – добрых и часто забавных.
В старом тифлисском дворе с видом на Мтацминду Сержика обожали, закрывая глаза на его чудачества. Кто же еще мог устраивать прямо во дворе бесплатное кино – такие шекспировские страсти кипели! Кто мог приводить в свой дом – запросто, без лишних церемоний – звезд. Франсуаза Саган, Майя Плисецкая, Юрий Любимов, Марчелло Мастроянни, Тонино Гуэрра, Андрей Тарковский и другие были среди его гостей. Какие пиры закатывал хозяин маленькой квартирки, какие пиры! Эх, долго там еще будут старые тбилисцы вспоминать его...
Александр Геронян: <<Сергей Параджанов мог пропустить через себя любую культуру – хоть западную, хоть восточную. Мир много потерял, что при жизни великий кинорежиссер мало путешествовал. Он сам полушутя-полусерьезно говорил, что мог бы стать родоначальником кино какой-либо страны третьего мира.Он был безнадежно невыездным. С таким языком дальше Кавказского хребта вообще опасно было выпускать. Такого наговорит – и про себя, и про свою страну! А журналисты на сенсации падки. Помните, как западная пресса растиражировала параджановские бредни: «Папа римский посылает мне алмазы, я их продаю и на эти деньги живу»? Или сенсационное заявление о том, что он мстит большевикам и «изнасиловал 300 членов КПСС»? Нет, нельзя такого выпускать за пределы священной державы, нельзя!
У бунтаря были свои контр-аргументы:
– Я больше коммунист, чем они. Я могу лучше выступить в нашу пользу за границей, чем любой из них.
И он был, конечно же, по-своему прав. Весь цивилизованный мир рукоплескал параджановским шедеврам.>>

читайте и смотрите фильм о нём

Комментариев нет:

Отправить комментарий