Найдите нас на фейсбуке

вторник, 12 января 2021 г.

12 января - печальный день начала 31 год назад армянских погромов в Баку

🕯12 января - печальный день начала 31 год назад армянских погромов в Баку: «Многие погромы совершались с особой жестокостью. 14 января группа лиц в количестве 30-40 человек ворвалась в квартиру престарелой четы Торосянов, где находились еще две их родственницы также преклонного возраста. Преступники избили всех, отобрали три с половиной тысячи рублей, насильно вывезли указанных граждан и их соседку Арутюнову за пределы города, облили бензином и подожгли», — писал Кирилл Столяров в книге «Распад».
12 января 1990 года в Баку начались погромы армянского населения, сопровождавшиеся массовым насилием, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества. Жертвами погромов стали до трёхсот человек. Противоправные действия совершались и по отношению к представителям других этнических групп: русских, евреев, грузин и греков. Подавление беспорядков вошло в историю под названием «Черный январь».
13 января погромы приняли масштабный характер. Огромная толпа под лозунгами «Слава героям Сумгаита!», «Да здравствует Баку без армян!» собралась на митинг Народного Фронта на площади Ленина, а к вечеру группа людей откололась от митингующих, и стала нападать на армян. Начались двухдневные погромы. Как и в Сумгаите, действия нападавших отличались изощренной жестокостью: район вокруг армянского квартала стал ареной массовых убийств, людей выбрасывали с балконов верхних этажей, толпы нападали на армян и забивали их до смерти. Большинство погибших умерли от избиений и ножевых ранений, не было огнестрельных ран.
Станислав Говорухин в фильме «Так жить нельзя» высказал мнение, что в городе Баку воцарился разгул уголовщины под маской национализма, он обращал внимание на корыстные мотивы большинства преступлений.
Расправы над армянами в Баку напоминали по своей жестокости зверства хорватских усташей времен Второй мировой войны. Людей забивали до смерти на улицах и выбрасывали с балконов верхних этажей. «Многие погромы совершались с особой жестокостью. 14 января группа лиц в количестве 30-40 человек ворвалась в квартиру престарелой четы Торосянов, где находились еще две их родственницы также преклонного возраста. Преступники избили всех, отобрали три с половиной тысячи рублей, насильно вывезли указанных граждан и их соседку Арутюнову за пределы города, облили бензином и подожгли», — писал Кирилл Столяров в книге «Распад».
Факты изощренных издевательств над женщинами подтвердила «Газете.Ru» Ганнушкина, которая следила за происходившим в Баку, а позднее детально занималась этой темой:
💬«Вот что мне рассказывали: все сидели по домам, боялись и дрожали. И в это время в городе бесчинствовала совершенно озверевшая толпа. Потом уже эти люди признавались, что не понимают, почему себя так вели. Женщин насиловали, бросали в костер. Одна женщина — впоследствии я с ней встречалась и видела следы зверств своими глазами — только успела спрятать своих дочерей на чердаке. К ним в дом ворвались несколько человек, ее изнасиловали. Она рассказывала, что ей было все равно, боялась только, чтобы не добрались до девочек. Изуверы прижигали ей сигаретами тело и в конце концов на нее помочились. Эта женщина говорила: мне кажется, меня преследует этот запах, он везде», — констатировала правозащитница.
А вот рассказ жительницы Баку, армянки по национальности Карины Вартановны:
💬 «Я знаю, что кроме убитых было очень много пропавших армян. Тех, кого потом не нашли ни в списках погибших, ни среди спасшихся. Да что там говорить, если я своими глазами видела, как около соседнего дома «заночевал» грузовик, в котором штабелями лежали трупы. Это были оборванные жизни… Кто они — не знаю. И куда потом уехал грузовик — тоже не знаю. Где их безымянная могила — неизвестно».
Эта женщина запомнила, что ворвавшиеся в ее дом молодые люди с особым рвением разрывали на листы книги из домашней библиотеки, одновременно избивая ее мужа Арсена. Затем, связав, как рабов, за шею, их вывели во двор для «исполнения приговора».
Оставшихся в живых под защитой военных посадили на паромы и перевезли через Каспийское море в город Красноводск в Туркмении. Впоследствии бакинские армяне рассеялись по Армении, России, Нагорному Карабаху и Туркмении. Местные органы власти, а также расквартированные в городе 12-тысячный контингент внутренних войск и части советской армии не вмешивались в происходящее, ограничиваясь только охраной правительственных объектов.
В своей книге «Черный сад» британский исследователь Кавказа Томас де Ваал уточнял, что отправной точкой трагических событий в Баку следует считать 12 января 1990 года. В этот день представители радикального крыла Народного фронта Азербайджана (НФА) Неймат Панахов и Рагим Газиев выступили по Бакинскому телевидению и заявили, что Баку заполнен бездомными азербайджанскими беженцами, в то время как тысячи армян живут в комфорте, — провоцируя тем самым людей на насилие против армян.
Впоследствии свидетели рассказывали правозащитникам из Human Rights Watch и журналисту Тому де Ваалу, что они обращались к милиционерам на улице с просьбой спасти армян, но милиционеры не сделали ничего и отвечали «У нас приказ не вмешиваться». Согласно докладчику Human Rights Watch, Роберту Кушену, «погромы не были полностью (или, возможно, полностью не) стихийными, так как погромщики имели списки армян и их адресов».
По рассказам очевидцев, опубликованных на страницах «Учительской газеты» (№ 5 за 1990 г.), известно, что экстремисты прекрасно организованы, чего не скажешь о местных властях. В конце прошлого года жилищные конторы по всему городу (Баку) потребовали всех заполнить анкеты, якобы для получения талонов на продукты. В анкетах нужно было указать и национальность. Когда начались погромы, в руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне, где русские, где смешанные браки и т. д. Это была продуманная националистическая акция.
В своем интервью 13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, уроженец Баку, семья которого покинула Баку вследствие погромов, заявил, что погромы были организованными:
💬 «Понимаете, если, скажем, в местечке все в курсе: там еврейская семья, там армянская, а там азербайджанская, — налетели, пожгли, поубивали, ушли, — то в таком мегаполисе, как Баку, вести столь точечные операции толпа просто так не может. Ну вот представьте: перед вами 16-этажный дом. Откуда вам знать, где армяне живут, где азербайджанцы, а где евреи? Когда погромщики целенаправленно идут из района в район и из квартиры в квартиру, это означает, что в ЖЭКе им дали списки, что есть ведущий».
Вагиф Гусейнов, занимавший во время трагедии пост председателя КГБ Азербайджана, в своем интервью заявил, что погром был организован Народным фронтом Азербайджана.
📌Международная реакция
18 января 1990 года Европарламент принял резолюцию «О ситуации в Армении», призывающую Европейский совет министров иностранных дел и Совет Европы вступиться за армян перед советским правительством и требовавшую оказания немедленной помощи Армении и Нагорному Карабаху. Среди событий, в связи с которыми была принята резолюция, первыми указаны антиармянские погромы в Баку и нападения на армянские деревни севернее НКАО:
18 января 1990 группа американских сенаторов отправила письмо Михаилу Горбачеву, в котором выразила озабоченность в связи с погромами армян в Баку и призвала к воссоединению Нагорного Карабаха с Арменией.
В 1990 году Treaty Watchdog Committee of France и представители интеллигенции из College International de Philosophie написали «открытое письмо в ответ на антиармянские погромы в Советском союзе»:
📝Более двух лет назад армяне в Азербайджане начали подвергаться преследованиям. За погромами в Сумгаите в феврале 1988 последовали погромы в Кировабаде и Баку в ноябре 1988. Совсем недавно, в январе 1990 года, погромы продолжились в Баку и других частях Азербайджана. Тот факт, что погромы повторились и тот факт, что они проходят по той же схеме, заставляет нас думать, что эти трагические события не являются несчастными случаями или спонтанными вспышками. Скорее, мы вынуждены признать, что преступления против армянского меньшинства стали обычными, если не официальной политикой в Советском Азербайджане. По словам покойного Андрея Сахарова (Нью-Йорк Таймс - 26 ноября, 1988) эти погромы представляют реальную угрозу истребления коренной армянской общины Азербайджана и автономного района Нагорного Карабаха, 80 процентами жителей которого являются армяне.
📰27 июля 1990 года — в газете «New York Times» было опубликовано открытое письмо к мировой общественности. В письме интеллигенцией, проводя параллель с геноцидом армян, выражался протест против погромов армян на территории Азербайджанской ССР и требования их немедленного предотвращения, ими же осуждалась блокада Армении со стороны Азербайджана. Под открытым письмом поставили подпись 133 известных правозащитника, ученых и общественных деятелей из Европы, Канады и США.
О бездействии органов правопорядка упоминал даже один из лидеров НФА Этибар Мамедов. В пятом номере газеты «Новая жизнь» за 1990 год был опубликован его комментарий следующего содержания: «Я лично был свидетелем того, как недалеко от железнодорожного вокзала убили двух армян, собралась толпа, их облили бензином и сожгли, а в двухстах метрах от этого находилось районное отделение милиции Насиминского района, и там было где-то около 400-500 солдат внутренних войск, которые на машине проезжали в 20-ти метрах от этих горевших трупов, и никто не предпринял попытки по оцеплению района и разгону толпы».
Оставшихся в живых под защитой военных посадили на паромы и перевезли через Каспийское море в Туркмению. По воспоминаниям Ганнушкиной, 40 тыс. человек были доставлены самолетами в Москву. Как следует из справки Управления здравоохранения Ереванского Горсовета, к 20 января 1990 года в городские и республиканские учреждения Армении из Баку поступили более 500 пострадавших. Также в клиниках Еревана находились на лечении 219 депортированных из Баку детей. Впоследствии бакинские армяне расселились в Армении, России, Нагорном Карабахе и Туркмении.
«До сих пор не могу забыть изгнанных из собственного дома и избитых людей, прошедших «по дороге жизни» на пароме через Красноводск в Ереван. Это лишь небольшая часть тех, кому посчастливилось вырваться из бакинской мясорубки и добраться до родной земли. К сожалению, от полученных ран многие из них скончались уже в Ереване», — делилась впечатлениями медик Инесса Авдалян.
«Хотя погромы армян в Сумгаите и Баку встретили осуждение со стороны различных международных организаций, тем не менее, вопрос так и не был решен де-юре. Поэтому наша задача — ознакомить международное сообщество со всеми документами, связанными с погромами армян в Баку и Сумгаите, чтобы предотвратить политику геноцида для всех народов мира, независимо от расовой принадлежности и вероисповедания», — заключал в 2013 году армянский историк Геворг Мелконян.

Комментариев нет:

Отправить комментарий