Найдите нас на фейсбуке

четверг, 7 января 2021 г.

Шуши - наш Иерусалим, или очень личный рассказ

Хцаберд - это отдельная для меня тема в рамках этой войны и в рамках моей жизни. Поездка туда, наверное, самое страшноe, но самое стоящее из всей работы журналиста, которую я выполняю с июля.

Мы туда поехали 25-ого ноября. Активная часть войны уже казалось, что закончилась. Доехали туда, ждали Айка Ханумяна, чтобы взять у него интервью. А он в то время был занят безопасностью границ, которые они сумели отстоять. Пока мы его ждали, настал вечер. А дорога, знаете ли, не из безопасных. Дороги, как таковой, и нет. Был какой-то проезд через горы и никакого живого духа в ближайших километрах, разве что - ближе всего были посты противника. Так как там уже начал падать снег, и было темно, мы были оповещены, что самое безопасное - это переночевать там, а утром, увидев Айка, вернуться назад. Эта идея мне не очень понравилась, так как деревня была окружена противником из трех сторон, и мне казалось, что они что-то точно предпримут, чтобы взять эти последние куски из Гадрута. Конечно, дело - делом, но страх остается страхом. А я, честно говоря, не родилась военным корреспондентом. Как и сказала, занимаюсь журналистикой только с июля. На самом деле, моим учителем была война.
-А как вы думаете, это безопасно?- спросила я у добровольцев.
-Да, конечно!
-А какие гарантии на то, что они не откроют огонь прямо сейчас?
-Хм, никаких.
-То есть это возможно?
-Да, конечно!
-Хм…
-А, еще! Этот дом, где мы остаемся, находится прямо перед их танком, и они это знают. То есть если они сейчас выстрелят, попадут прямо сюда,- спокойно добавил он.
- Хм…
Но что поделать, пришлось остаться. Мне казалось, что если я останусь жива после этой ночи, то не умру никогда! Тысячу раз пожалела, что помчалась туда. Но и тысячу раз пожалела, что жалею, так как лучшие кадры моего фотоаппарата получились там. Именно там я познакомилась с войной так близко. Именно там я почувствовала каково это из теплого дома, сидя рядом с печкой, просто встать и пойти на пересменку в снег, в горы.
Был день рождения Монте. По телевизору показывали фильм про него. Все мы смотрели, говорили о нем и о том, что в его день рождения отдают противнику Карвачар, к освобождению которого Монте положил столько усилий. Нас угостили теплым чаем, хлебом с Гадрутским сыром, всякими вкусняшками. Я тайно и жадно фотографировала всё и вся. А потом по телевизору включили фильм “Царство небесное”. Это художественно-историческая повесть Ридли Скотта о противостоянии двух религий в период крестовых походов, и войн за Иерусалим и его святынь. И вдруг доброволец Арам сказал: “Շուշին էլ մեր Երուսաղեմնա լի” (Шуши для нас - как Иерусалим для них)...
Наверное это было самым точным описанием о том, что мы чувствуем к Шуши. Это не просто город, а намного больше.
P.S. На первой фотографии Хачик на карте показывает мне свою деревню - Арпагетик, которую они готовились взять обратно, но не успели из-за подписания соглашения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий