David Olere. "Unable to work" (collection of Memorial de la Shoah) |
Давид Олер (19 января 1902 года - 21 августа 1985) - художник Парижской школы, в годы Холокоста стал узником Освенцима. Здесь ему пришлось работать в зондеркоманде - подразделении, которое было предназначено для сопровождения заключенных в газовую камеру, а затем для обработки и уничтожения трупов.
Благодаря картинам Олера стало возможным узнать, как на самом деле выглядели газовые камеры и крематории Освенцима.
"Картины и рисунки Олера, сделанные художником после освобождения, превратились в своего рода дань тем, кому не удалось избежать ужасной участи жертв Холокоста. Олер считал, что должен был поведать миру об их страшной судьбе. В своих картинах он, зачастую, представал в качестве духа, тихого печального свидетеля, наблюдающего со стороны за нечеловеческими сценами, которые никогда не исчезнут из его памяти."
На фото картина Олера "Непригодны к работе"
Давид Олер - тот, кто выжил в Крематории III
Опубликовано вт, 06/11/2018 - 07:04 пользователем Редактор
Damien Simonart, Times of Israel
Музей Аушвица открыл крупнейшую выставку картин Давида Олера, пережившего нацистский лагерь смерти, который подробно описал свой опыт в газовых камерах на холсте после окончания войны.
Выставка под названием «Давид Олер. Тот, кто выжил в Крематории III», включает в себя 19 картин из собственной коллекции музея и более 60 других произведений, взятых в аренду у израильского мемориала Холокоста Яд Вашем.
«Его работа исключительна, потому что без него мы не знали бы, что происходит внутри крематориев», – сказал AFP на открытии Серж Кларсфельд, президент организации «Сыновья и дочери депортированных евреев Франции». «Мы даже не знали бы, как выглядели газовые камеры», – сказал он на месте бывшего лагеря смерти, созданного нацистской Германией в южном городе Освенцим в тогдашней оккупированной Польше. «Эта выставка начинает свою работу через несколько дней после резни в синагоге в Питтсбурге. Антисемитизм по-прежнему активен, возможно, более чем когда-либо», – добавил Кларсфельд, ссылаясь на убийство 11 евреев в американском городе 27 октября.
Родившийся в 1902 году в столице Польши Варшаве у еврейских родителей, Олер изучал искусство там, прежде чем в 1918 году переехать в Берлин, а затем поселиться в Париже. Там он принадлежал к так называемой парижской школе, в которую вошли Пабло Пикассо, Марк Шагал, Амадео Модильяни и Анри Матисс и зарабатывал на жизнь созданием декораций, костюмов и рекламных плакатов для киностудий, включая Paramount Pictures, Fox и Gaumont.
Депортированный нацистами из Франции в Аушвиц в 1943 году, он был вынужден работать в так называемой зондеркоманде лагеря, специальном подразделении, которое помогало в эксплуатации крематориев и газовых камер. В январе 1945 года Олер был среди заключенных Аушвица эвакуированных нацистами в Третий Рейх, где он был освобожден американскими войсками в мае 1945 года.
Десятки рисунков и картин, которые он позже создал, показывают жизнь и смерть заключенных с неприглядными и тревожными деталями. «Эта уникальная коллекция работ – единственный иконографический источник этих событий, выполненных с точки зрения очевидца», – сказала Агнешка Серадзка, искусствовед, отвечающая за коллекцию музея.
Внук Олерf выразил надежду, что выставка послужит предупреждением. «В настоящее время в Европе наблюдается очень тревожный рост национализма и популизма», – сказал Марк Олере в интервью AFP на церемонии открытия. «Я надеюсь, что эта выставка поможет информировать молодое поколение об опасностях такого рода идеологий и что она убережет их».
Аушвиц-Биркенау стал символом геноцида европейских евреев нацистской Германии, в результате которого в 1940-1945 годах в лагере был убит миллион человек.
Родившийся в 1902 году в столице Польши Варшаве у еврейских родителей, Олер изучал искусство там, прежде чем в 1918 году переехать в Берлин, а затем поселиться в Париже. Там он принадлежал к так называемой парижской школе, в которую вошли Пабло Пикассо, Марк Шагал, Амадео Модильяни и Анри Матисс и зарабатывал на жизнь созданием декораций, костюмов и рекламных плакатов для киностудий, включая Paramount Pictures, Fox и Gaumont.
Депортированный нацистами из Франции в Аушвиц в 1943 году, он был вынужден работать в так называемой зондеркоманде лагеря, специальном подразделении, которое помогало в эксплуатации крематориев и газовых камер. В январе 1945 года Олер был среди заключенных Аушвица эвакуированных нацистами в Третий Рейх, где он был освобожден американскими войсками в мае 1945 года.
Десятки рисунков и картин, которые он позже создал, показывают жизнь и смерть заключенных с неприглядными и тревожными деталями. «Эта уникальная коллекция работ – единственный иконографический источник этих событий, выполненных с точки зрения очевидца», – сказала Агнешка Серадзка, искусствовед, отвечающая за коллекцию музея.
Внук Олерf выразил надежду, что выставка послужит предупреждением. «В настоящее время в Европе наблюдается очень тревожный рост национализма и популизма», – сказал Марк Олере в интервью AFP на церемонии открытия. «Я надеюсь, что эта выставка поможет информировать молодое поколение об опасностях такого рода идеологий и что она убережет их».
Аушвиц-Биркенау стал символом геноцида европейских евреев нацистской Германии, в результате которого в 1940-1945 годах в лагере был убит миллион человек.
Давид Олер родился 19 января 1902 года в Варшаве и в раннем возрасте поступил в Варшавскую академию искусств. Художник оставался в Польше, пока ему не исполнилось 16 лет. Еще подростком, Олер выставлял свои гравюры по дереву в музеях и выставочных залах Данцига и Берлина.
Позднее Олер работал в Европейском союзе кинематографистов в качестве художника, скульптора и архитектора. Он также некоторое время работал для кинокомпании "Paramount Pictures" в Европе. В 1930 году Олер женился на Джульетте Вентура, и пара переехала во Францию, а вскоре у молодоженов родился первенец, которого назвали Александром.
После объявления войны Олер был призван в пехотную роту, а 20 февраля 1943 года он был арестован французской полицией во время облавы на евреев в Сенэтуаз. Сначала Олера поместили в тюрьму Дранси, затем депортировали в Аушвиц, где художник провел почти два года - с 2 марта 1943 года по 19 января 1945 года.
В лагере смерти Олер определили в специальную рабочую группу (Sonderkommando), ответственную за очистку крематориев и извлечение останков из газовых камер. Олер наблюдал за тем, как раздевались жертвы газовых камер, парализованные страхом и осознанием скорой неминуемой смерти, как сжигались тысячи "врагов Третьего Рейха", как фашистские ученые проводили медицинские эксперименты над пожилыми и немощными… Давид Олер стал одним из немногих пленников Аушвица, кому было суждено войти в темные помещения крематориев и газовых камер и выйти оттуда живым. В январе 1945 года Олер принял участие в "эвакуационном марше смертников" в Аушвице и в мае того же года был освобожден американскими вооруженными силами в местечке Эбензее.
Работы Давида Олера представляют колоссальную документальную ценность, поскольку газовые камеры и крематории Аушвица не снимались на фотопленку, и лишь воспоминания Олера в рисунках и картинах дают реальное представление о том, что, на самом деле, происходило в лагере смерти. Именно Олер был первым очевидцем, выставившим на публику рисунки планов и структуры крематориев, объясняя, каким образом нацисты управляли своей фабрикой смерти. Находясь в Аушвице, Олер не творил ради искусства, его принудительно заставляли делать иллюстрации, писать и декорировать письма СС. Картины и рисунки Олера, сделанные художником после освобождения, превратились в своего рода дань тем, кому не удалось избежать ужасной участи жертв Холокоста. Олер считал, что должен был поведать миру об их страшной судьбе. В своих картинах он, зачастую, представал в качестве духа, тихого печального свидетеля, наблюдающего со стороны за нечеловеческими сценами, которые никогда не исчезнут из его памяти.
В 1962 году Олер перестал писать. Он умер в Париже в 1985 году. После смерти Олера вдова и сын продолжили его дело, рассказывая правду об Аушвице и чтя память жертв.
Комментариев нет:
Отправить комментарий