Найдите нас на фейсбуке

вторник, 26 января 2021 г.

Когда картины становятся обвинительным документом

David Olere. "Unable to work"
(collection of Memorial de la Shoah)
Давид Олер (19 января 1902 года - 21 августа 1985) - художник Парижской школы, в годы Холокоста стал узником Освенцима. Здесь ему пришлось работать в зондеркоманде - подразделении, которое было предназначено для сопровождения заключенных в газовую камеру, а затем для обработки и уничтожения трупов.
Благодаря картинам Олера стало возможным узнать, как на самом деле выглядели газовые камеры и крематории Освенцима.
"Картины и рисунки Олера, сделанные художником после освобождения, превратились в своего рода дань тем, кому не удалось избежать ужасной участи жертв Холокоста. Олер считал, что должен был поведать миру об их страшной судьбе. В своих картинах он, зачастую, представал в качестве духа, тихого печального свидетеля, наблюдающего со стороны за нечеловеческими сценами, которые никогда не исчезнут из его памяти."
На фото картина Олера "Непригодны к работе"
Перед вами большой материал о Давиде Олере с фотографиями.

Давид Олер - тот, кто выжил в Крематории III

Damien Simonart, Times of Israel

Музей Аушвица открыл крупнейшую выставку картин Давида Олера, пережившего нацистский лагерь смерти, который подробно описал свой опыт в газовых камерах на холсте после окончания войны.
 
Выставка под названием «Давид Олер. Тот, кто выжил в Крематории III», включает в себя 19 картин из собственной коллекции музея и более 60 других произведений, взятых в аренду у израильского мемориала Холокоста Яд Вашем.
«Его работа исключительна, потому что без него мы не знали бы, что происходит внутри крематориев», – сказал AFP на открытии Серж Кларсфельд, президент организации «Сыновья и дочери депортированных евреев Франции». «Мы даже не знали бы, как выглядели газовые камеры», – сказал он на месте бывшего лагеря смерти, созданного нацистской Германией в южном городе Освенцим в тогдашней оккупированной Польше. «Эта выставка начинает свою работу через несколько дней после резни в синагоге в Питтсбурге. Антисемитизм по-прежнему активен, возможно, более чем когда-либо», – добавил Кларсфельд, ссылаясь на убийство 11 евреев в американском городе 27 октября.
Родившийся в 1902 году в столице Польши Варшаве у еврейских родителей, Олер изучал искусство там, прежде чем в 1918 году переехать в Берлин, а затем поселиться в Париже. Там он принадлежал к так называемой парижской школе, в которую вошли Пабло Пикассо, Марк Шагал, Амадео Модильяни и Анри Матисс и зарабатывал на жизнь созданием декораций, костюмов и рекламных плакатов для киностудий, включая Paramount Pictures, Fox и Gaumont.
Депортированный нацистами из Франции в Аушвиц в 1943 году, он был вынужден работать в так называемой зондеркоманде лагеря, специальном подразделении, которое помогало в эксплуатации крематориев и газовых камер. В январе 1945 года Олер был среди заключенных Аушвица эвакуированных нацистами в Третий Рейх, где он был освобожден американскими войсками в мае 1945 года.
Десятки рисунков и картин, которые он позже создал, показывают жизнь и смерть заключенных с неприглядными и тревожными деталями. «Эта уникальная коллекция работ – единственный иконографический источник этих событий, выполненных с точки зрения очевидца», – сказала Агнешка Серадзка, искусствовед, отвечающая за коллекцию музея.
Внук Олерf выразил надежду, что выставка послужит предупреждением. «В настоящее время в Европе наблюдается очень тревожный рост национализма и популизма», – сказал Марк Олере в интервью AFP на церемонии открытия. «Я надеюсь, что эта выставка поможет информировать молодое поколение об опасностях такого рода идеологий и что она убережет их». 
Аушвиц-Биркенау стал символом геноцида европейских евреев нацистской Германии, в результате которого в 1940-1945 годах в лагере был убит миллион человек.

Давид Олер родился 19 января 1902 года в Варшаве и в раннем возрасте поступил в Варшавскую академию искусств. Художник оставался в Польше, пока ему не исполнилось 16 лет. Еще подростком, Олер выставлял свои гравюры по дереву в музеях и выставочных залах Данцига и Берлина.
Позднее Олер работал в Европейском союзе кинематографистов в качестве художника, скульптора и архитектора. Он также некоторое время работал для кинокомпании "Paramount Pictures" в Европе. В 1930 году Олер женился на Джульетте Вентура, и пара переехала во Францию, а вскоре у молодоженов родился первенец, которого назвали Александром.
После объявления войны Олер был призван в пехотную роту, а 20 февраля 1943 года он был арестован французской полицией во время облавы на евреев в Сенэтуаз. Сначала Олера поместили в тюрьму Дранси, затем депортировали в Аушвиц, где художник провел почти два года - с 2 марта 1943 года по 19 января 1945 года.
В лагере смерти Олер определили в специальную рабочую группу (Sonderkommando), ответственную за очистку крематориев и извлечение останков из газовых камер. Олер наблюдал за тем, как раздевались жертвы газовых камер, парализованные страхом и осознанием скорой неминуемой смерти, как сжигались тысячи "врагов Третьего Рейха", как фашистские ученые проводили медицинские эксперименты над пожилыми и немощными… Давид Олер стал одним из немногих пленников Аушвица, кому было суждено войти в темные помещения крематориев и газовых камер и выйти оттуда живым. В январе 1945 года Олер принял участие в "эвакуационном марше смертников" в Аушвице и в мае того же года был освобожден американскими вооруженными силами в местечке Эбензее.
Работы Давида Олера представляют колоссальную документальную ценность, поскольку газовые камеры и крематории Аушвица не снимались на фотопленку, и лишь воспоминания Олера в рисунках и картинах дают реальное представление о том, что, на самом деле, происходило в лагере смерти. Именно Олер был первым очевидцем, выставившим на публику рисунки планов и структуры крематориев, объясняя, каким образом нацисты управляли своей фабрикой смерти. Находясь в Аушвице, Олер не творил ради искусства, его принудительно заставляли делать иллюстрации, писать и декорировать письма СС. Картины и рисунки Олера, сделанные художником после освобождения, превратились в своего рода дань тем, кому не удалось избежать ужасной участи жертв Холокоста. Олер считал, что должен был поведать миру об их страшной судьбе. В своих картинах он, зачастую, представал в качестве духа, тихого печального свидетеля, наблюдающего со стороны за нечеловеческими сценами, которые никогда не исчезнут из его памяти.
В 1962 году Олер перестал писать. Он умер в Париже в 1985 году. После смерти Олера вдова и сын продолжили его дело, рассказывая правду об Аушвице и чтя память жертв.





Комментариев нет:

Отправить комментарий