Найдите нас на фейсбуке

воскресенье, 17 января 2021 г.

Что самое страшное на войне?

Nata Brettell

 #армянскиевоины

-Аво, спрашиваю, - а что самое страшное на войне?
-Ничего. Когда идешь осознанно - не боишься.
Как это, думаю, ничего? А страх смерти? Страх плена? Страх -это же естественно... Дай, думаю, ещё раз спрошу... как-то иначе.
-Нет, - отвечает Аво. Когда принимаешь смерть, страх уходит. Единственное о чем сожалел - не увижу как дети вырастут. Да и ребята все - о детях думали.
«Ну все, - говорю себе, - переспрашивать нет смысла. Нет у него страха. Добровольцем оставил семью, детей и пошёл, считай, на верную гибель. Другие это люди... Из какого-то особого теста. Есть для них более ценное, чем жизнь. Родина? Вера? Будущее детей в свободной от врагов стране?»
-Мы добровольцами, - слышу голос Аво и возвращаюсь от мыслей к беседе - мы на пункте сбора трое суток ждали. Ребята уже подшучивали - какой, мол, магаридж сделать, чтоб поскорей отправили. «Ни в одной стране такого нет, - командир отвечал, - магаридж предлагают, чтоб на фронт послали.»
Приехали в Зангелан. Видим 30 человек ребят (отступили по приказу). «Тхерк, спрашивают, - вы куда идёте? Там ад! Там турок нет. Там только беспилотники да снаряды».
Собрал нас командир прежде чем на позицию выйти и говорит:
«Мужики, кто не хочет, может не идти. Потому что обратно вернуться - не вариант». Нас человек 40 было. Пошли все. Один только остался-еду готовить. И то из-за ранения, ноги в кровь. «Вы только гранату с собой возьмите.
В плен не сдаваться.»
Так и случилось. Подорвал себя один - паренек, из Октемберяна. И нескольких турок с собой прихватил.
Идем, а я смотрю на нас и не верится - один инвалид, другой без глаза, третий без почки, диабетик - сахар себе лекарствами снижает... Как эти люди вообще на войну решились пойти? Как выдерживают? Вот я - вес мой 58 кило, а вещмешок с оружием - 55. А к позиции - 35 км идти. Но ведь они шли. Ещё как шли! И фору давали!
Пришли. А с кем сражаться? Врага не видно. Только звук страшный - беспилотники... Кружат над нами, кружат... Цель ищут. Найдут и стрелять. А ты ведь их не видишь. Нет у тебя времени спрятаться... Один отстреляется-улетает, за ним другой.
По 7-8 часов огнем поливали: кассетные бомбы, минометы... Из чего только можно. Могли позволить себе по 100 снярядов выпускать. Мы же - только один. Какое преимущество у них было? Нас 40 их 500. Техникой, наверное, в 20-25 раз. А у нас то прицел не работает, то ещё что.
Слух пошёл - на границе с Нахичеваном большое скопление военных. Нас - 2 водителя такси (я в том числе), 1 моторист, 1 повар, 1 авторитетный товарищ, скажем так, и 1 сантехник - спецгруппой в разведку послали.
Сантехник этот, кстати, из БТР турка вытащил и пленным привёл. Тот визжит, колотится, страх в глазах...
(Тут я замечаю как лицо у Аво меняется. Да нет, не ненависть, не злость... Брезгливость, мне показалось. Так смотришь на чуждое, к чему и прикасаться неприятно).
-Мы пальцем его не трогали. Забрали его у нас потом, на допросы.
7-8 часов мы шли. Добрались до их поста, засели чуть ниже. Из веток смастерили что-то, греемся. Места спать нет. Ну, мы так - прижмёмся спинами и сидим. В итоге, смогли к их позиции подобраться. И тут выясняется, что прибор ночного видения не работает. Пришлось по-старинке. Справились.
Если бы у нас хоть половина их техники была... Если бы армяне сражались лицом к лицу...
Но нет... Это не было сражением между людьми. Они разрушали огнём и приходили следом на руины и пепел.
-Аво, - спрашиваю, как думаешь, опять начнется?
-Да. Это вопрос времени. И они не остановиться, и мы не смиримся.
-И ты опять пойдешь? Даже после того как здесь ...? Даже зная, что руководство в спину...
-Конечно пойду...
И тут до меня доходит суть фразы «наш народ не сломить»... доходит по-особенному.
-Знаешь, поворачивается ко мне Аво, - а ведь как бы мы не свыклись со смертью, все же просыпаясь и видя рассвет, мы каждый раз благодарили Бога.
P.S. Дописываю пост и тут на телеграмм приходит: «Секретарь Совбеза Арцаха Виталий Баласанян: "Мы не потерпели поражение, не опустились на колени... Мы вернем территории...»
Да уж, думаю, ни Аво, никто, кого я знаю не опустился на колени. Ребята стояли за страну и будут стоять. Вот только бы чиновники в кабинетах перестали бы, наконец, их предавать, им в спину бить....

Комментариев нет:

Отправить комментарий