Найдите нас на фейсбуке

воскресенье, 25 октября 2020 г.

29-ый день войны, Арцах / Нагорный Карабах

фото Лика Захарян
Списки погибших продолжают расти, матери продолжают оставаться без вестей от сыновей, медсестры и врачи все так же не спят ночами и днями - оперируя раненых… Единственное, что я могу сделать в этом хаосе, это покормить рыбок. К сожалению, только на их спасение от голода у меня хватает сил и возможностей.
Когда я купила рыбок, в магазине мне сказали что нужно их кормить 6 дней в неделю. То есть, каждый день, кроме одного. А я кормлю их ежедневно, потому что боюсь, что завтра что-то случится и мне не удастся их накормить. Пусть это и будет их разгрузочным днем, чтобы вдруг не остались без еды два дня подряд.
Самое страшное через что я/мы сейчас проходим, это привыкание. Мы начинаем привыкать к войне. Это абсолютно несправедливо. Помню, когда старшие рассказывали о первой войне, они говорили: “Знаешь? Мы привыкли жить на войне. Наше сердце как будто окаменело. Слышали новые имена погибших, было грустно, но казалось, что и слез не осталось. Все выплакали.” Боюсь, что и мы скоро станем такими каменными. А может и частично стали уже…
Рассказывала вам уже о моих друзьях - детях из одного бомбоубежища. Как-то мы были у них, раздался звук. Кто-то сказал, что наверное это смерч. А маленький Марат (5-6 лет, не помню точно, знаю, что ходит в нулевой класс) вышел и говорит: “Да нет, это не смерч, это беспилотник.” Не знаю, был ли он прав или нет, но это меня огорчило. Дети не должны различать звуки боевых средств. Они просто не должны. Ходить в школу, играть на улице в прятки или в лапту, ездить на велосипеде, иногда падать с него, это - да, но различать звуки бомб - нет… Вот от этого стало безгранично печально.
Одно очень важное сообщение о детях. Знаете сколько детей лишены права на обучение в Арцахе? Двадцать с чем-то тысяч. Вот столько детей упустили уроки. Не потому что им лень учиться, а потому что на улице война. От этой несправедливости хочется громко кричать стоя в городе Шуши - на высоте каньона Унот (Джыдырдюз).
Постоянно в голове флешбеки с первой войны. Расскажу вам одну историю связанную с моим отцом. Уже говорила, что он ветеран первой войны. Когда он пошел на свой последний бой, моя мама была беременна мной. Провожая, его хорошие друзья, которые были старше его на несколько лет, подошли к моей плачущей бабушке и сказали: “Теть Анжела, не волнуйтесь, он вернется живым и здоровым. Мы вам обещаем! Если даже мы заплатим за это жизнью, его мы вернем.” (Кстати, меня назвали в честь бабушки - Анжелика. Если кто не знает - это мое полное имя).
30-ого января был их бой. Они стояли бок о бок - такие верные, настоящие. Снаряд взорвался… Папа очнулся, возле себя увидел своих друзей, или можно сказать, части друзей… Они его и вправду прикрыли, ценой собственной жизни. Он стал инвалидом второй группы. Осколки попали ему в лицо, в глаз. Его отправили в Ереван, прооперировали. Один глаз был потерян навсегда, а другой - врачи не понимали каким образом он функционирует. В этот период (несколько недель), когда все были заняты его глазом и пытались спасти второй, я родилась - 19-го февраля.
Со зрением были проблемы и у меня. Не помню, когда это началось конкретно, но поняла это в школе, когда меня из 4-ой парты переместили на первую. Зрение у меня было минусовое. Когда мне было 10, я поехала в Россию на месяц. Была свадьба какого-то родственника. Рядом с церковью стояли цыганки, они всегда там, думаю. Одна женщина подошла ко мне и спросила: “Хочешь погадаю?” Я кивнула в знак отрицательного ответа и отошла. “У тебя со зрением проблемы?” Думаю, ну, и слепому понятно: я ведь целыми днями щурюсь, мой окулист уже не знает что с этим делать. Остановилась. Она подошла: “Когда ты родилась, ты отдала половину своего зрения очень близкому тебе человеку. Это из-за этого…” Сказала это и ушла.
Через несколько лет мы с папой вместе пошли к врачу, проверить зрение, назначить новые лекарства. Когда мы проверились, оказалось, что я не вижу точно столько же процентов, сколько он видит…
Рассказала родителям, все мы были в шоке. Не знаю что и думать, но честно говоря, я верю в волшебство. Поэтому для меня это возможно! Вот такие последствия первой войны.
25.10.2020

Комментариев нет:

Отправить комментарий