Найдите нас на фейсбуке

понедельник, 26 октября 2020 г.

30-ый день войны, Арцах / Нагорный Карабах

Третье по счету гуманитарное перемирие было так же бесполезно, как и предыдущие два. Единственное отличие это то, что на этот раз этим никто не был удивлен. Поскольку перемирия нет и война продолжается, попросила папу привезти мне нарды. Теперь в моем бомбоубежище слышны не только звуки бомб, но и звуки костей, которые иногда заглушают все остальное. Помню, всю зиму проводили в кафе “Roots” и играли в эту игру, совсем как дедушки и бабушки.

Люди в Арцахе любят нарды. Когда погода хорошая, можно и во дворе увидеть пожилых людей-ветеранов войны играющих в настольные игры. У меня есть даже фотографии их, как-то хотела сделать серию фотографий на эту тему. Обычно, двое сидят друг перед другом - главные герои, а 3-4 мужчин стоят рядом и наблюдают за игрой. Каждый комментирует: “Ым, зачем ты сделал этот ход? Эх! Проиграешь ты!” Мне всегда казалось, что они играют лучше, чем на мировых соревнованиях.
Сегодня была вынуждена погулять из точки А в точку Б. Дорога была 15-20 минут, но казалось - целый день. Думаю, у меня уже фобия ходить по городу. Постоянно казалось, что вот сейчас что-то упадет мне на голову. Каждые три метра у меня в голове был план Б, если прямо сейчас начнется бомбежка - куда мне спрятать себя. Глазами искала подвалы, всякие открытые двери, все что угодно, лишь бы не умереть от кассетных бомб или беспилотника. Думаю, у меня на голове появились еще 15-20 седых волос за эти минуты. Если очень честно, больше боялась не смерти, а своего друга, который на случай если я останусь жива, сам сведет со мной счеты из-за того, что не послушалась и вышла в город одна, без машины, без бронежилета, без каски. Это было страшнее смерти) Слава Богу, ничего не произошло, дошла целая и невредимая.
Сегодня нашла у нас во дворе маленьких котят. Они недавно родились, их мамы не было видно. Взяла их к нам во двор, познакомила с Бимой (наша собачка). Бима очень добрый, не обидит их. Покормили, придумали им маленькое местечко. Вечером позвонила папе, чтобы он не забыл их покормить. Сейчас спокойна, потому что за ними присматривают папа и Бима.
А еще сегодня нашла открытый магазин, а там… Просто не верится! А в магазине нашла сметану. В мирное время не очень ела, не хотела набирать вес. А сейчас, это как новогодний мандарин. Взяла сразу две. Хотя несколько дней назад подруга мне прислала из Еревана (за что ей огромное спасибо), была очень счастлива. А сегодня нашла “Му-Му”. Это конкретно арцахское производство. Вот такие маленькие приятности.
Потом пришла в убежище. Сижу, думаю написать что-то. Получила весть. Опять. Я же говорила о Мартуни, как люблю этот район, людей, о работе, в рамках которого провела интервью чуть ли не со всеми жителями города Мартуни и Чартар. Сегодня узнала, что один из работников, которого я наняла, был убит. Он был убит во время работы. Не был военным, просто мирный житель. И семья была, дети… Тяжело от потери каждого, но от потери знакомых чувствуешь все на своей коже. Сколько же людей мы теряем каждый день…
Подводя сегодняшние итоги, хочу сказать, честно говоря, очень страшно от всего этого. Но мы не можем позволить себе такую роскошь, как заплакать, бояться... Мы сами решаем что делать с этим страхом. Однажды в фильме “Дивергент” услышала фразу, которую главный герой говорит героине: “Страх не парализует тебя, он тебя пробуждает!” Сейчас мечтаю быть такой же.
26.10.2020

Комментариев нет:

Отправить комментарий