Найдите нас на фейсбуке

четверг, 8 октября 2020 г.

Что может произойти в случае победы Азербайджана?

Shlomo Krol

Я хочу признаться, что за конфликтом в Нагорном Карабахе я слежу с удивляющей меня самого обсессивностью. Причем, мне очень трудно думать об этом разумно, что меня тоже весьма удивляет.

Когда я был совсем молодой, у меня, во-первых, было несколько друзей - армян, в Питере вообще много армян. Потом, был этот ужас в Сумгаите, а потом в Баку, и тогда я узнал о геноциде армян 1915 г., и, понятное дело, идентифицировал это с собственной семейной историей. Я даже ездил в Армению после землетрясения - ну, восемнадцать мне было.
Но все равно, при всей моей понятной армянофилии (сорри, думаю, это столь же глупо и обидно, как юдофилия многих) я как-то уж слишком много в эти дни думаю и переживаю за Карабах и его жителей.
Потому что, мне кажется, тут угроза очередной жестокой резни совершенно реальна. То есть, этническая чистка - это самое лучшее, что может произойти в случае победы Азербайджана.
Так что поделюсь тут несколькими соображениями.
Я постоянно читаю, что присоединение Нагорного Карабаха к Азербайджану в советское время - результат решения Сталина, тогда нарокома по делам национальностей. Мне кажется, это не совсем верно и в некотором роде тенденционзно: мол, этот конфликт - наследие сталинизма. Но, если я правильно понимаю, Сталин зафиксировал существовавшее де-факто положение, единственное, что он изменил - это то, что отдал Армении Зангезур. Все эти земли - Карабах, Зангезур и Нахичевань - понятно, что армянские земли и жили там армяне, но они перешли под контроль Азербайджана прежде, их передали Азербайджану англичане, которые оккупировали эту территорию. Центр оккупационной власти был в Баку, англичанам была важна нефть и они, конечно, выбрали сильную сторону для обеспечения своих интересов - азербайджанцев. Они передали эту территорию Азербайджану "временно", до решения Парижской мирной конференции, но нет ничего более постоянного, чем временные решения. Когда карабахские армяне попробовали возразить, то британцы им сказали, мол, это решение временное, вы не волнуйтесь, а потом туда пришла азербайджанская армия и просто вырезала город Шуши (именно об этой резне говорит Мандельштам в стихотворении "Фаэтонщик").
Так что дело тут не в Сталине, а в нефти.
Еще одно: ненависть к азербайджанцам средни некоторых моих френдов (кстати, не армян, а сочувствующих) - это очень плохо и глупо. В конце концов, мы же все понимаем, что сама идея о том, что бывают "армяне" и "азербайджанцы" и что это нечто сущностное, а не случайное, несущественное - эта идея лжива. Нет никаких армян и никаких азербайджанцев.
И вот еще: почему за тридцать лет Армения не создалa своего военно-промышленного комплекса? Ну, на Израиль легко пенять, что он вооружает Азербайджан. Но Израиль ведет себя с понятным цинизмом. Как Англия в 1917-18. А вот почему Армения не поняла еще тридцать лет назад, что главное для нее - это поддерживать военное превосходство над Азербайджаном вне зависимости от внешних раскладов?
Далее: почему война вспыхнула именно сейчас? И в Азербайджане, и в Армении - хороший экономический рост, никому эта война, казалось бы, не нужна, по крайней мере, именно сейчас. Может я и ошибаюсь, но мне кажется, что тут какое-то очень мощное турецкое влияние, возможно, это какая-то игра, которю ведет Эрдоган.
Извините еще раз за дурацкий пафос. Может, вот напишу тут, ну даже выставлю себя дураком - и отпустит чуть-чуть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий