Найдите нас на фейсбуке

пятница, 30 октября 2020 г.

33-ий день войны, Арцах / Нагорный Карабах

Перед родильным домом Степанакерта, который противник бомбардировал вчера.

29.10.2020
Лика Захарян

Как вы могли уже догадаться, сегодня была в родильном доме, который вчера бомбардировали. Честно говоря, было неописуемо страшно. Если бы не Левон (думаю, могу перестать называть его моим оператором или владельцем рыбок), то я бы ни за что не вышла из убежища. Всю ночь не давали спать, еще и утро, день, вечер. В прямом смысле - сутками находимся под бомбами.

Когда подошли к больнице, у меня руки тряслись. Но не хотела показывать, чтобы Левон не разозлился, мол, зачем согласилась идти, если будешь бояться. Зашли в здание. Подошли к разгромленному месту: я фотографирую, а Левон “видеографирует”. Всё это происходит под звуками бомб. С каждым звуком я, как говорят у нас - в Карабахе, “перемещаюсь в тот мир и возвращаюсь”. Никогда не чувствовала такой страх, как сегодня, да еще и в родном городе, в самом мирном и чистом Степанакерте. В один момент стояла снаружи, под ногами разбитые стекла окон. А Левон все время повторял: “Смотри! Осторожно! Не наступи, может вонзиться тебе в ногу!” Думаю, о Боже, сверху - небо небезопасно, это мы знали, а теперь и снизу - под ногами так же. Остановилась. Вслух размышляю и говорю самой себе: “Так, Лика, если боишься, надо было остаться в убежище. Всё, ты уже здесь. Боишься или нет - от этого смерч не остановится, от этого ты до какого-то подвала не быстрее добежишь, и бдительней не станешь. Перестань…” Вот так и успокоила саму себя.
А теперь во мне проснулся переборовший страх маленький звереныш, который подумал: “Ну, если до сюда дошла, пока не умерла, хотя бы увижу маму. И так не видела её несколько дней”. Пошла искать маму. Спросила всех и вся: “Вы не видели мою маму? Она работает тут! Пожалуйста, подскажите, где мне найти маму?” Оказывается, после долгой дежурной ночи ей удалось наконец-то поспать 10 минут. А тут я, снаружи такая непокорная, а внутри просто до жути трусишка. Думала - разбудить, или нет? Решила, все таки, поступить эгоистично и разбудить. Хотя было поздно, уже и так разбудили. Когда увидела ее, летящей походкой приближается ко мне с того конца коридора, всё вокруг замерло и превратилось в блюр. Как кадр из мультфильма Мадагаскар: “Маааарти! Аааалекс!” Только без слов. Стою с глупой, влюбленной улыбкой на лице, и тут… “Что, черт побери, ты тут делаешь?” ХОП! Время продолжилось, шум вернулся, блюр прервался. “Эм... мам, я пришла тебя проведать.” “Дорогая, я тебе не говорила остаться в убежище и никуда не выходить? Ты вся в отца, никого не слушаешь!” Но, конечно, я увидела во всем этом только её счастливые глаза, обняла, поговорила пару минут, и убежала, попросив её немного поспать…
Звуки бомб продолжали портить нам день. Но сегодня самым непонятным было обращение нашего президента, где он отмечает выражени “враг находится в пяти километрах от Шуши”. Хотя, это привело к более тревожному состоянию людей в Ереване и в диаспоре, чем тут - в Степанакерте. Звонки: “Может вам поехать в безопасное место? Хотя бы на время. Вернетесь через два дня.”
Но из его слов я выделю только Шуши. Он правильно отметил: “Кто владеет Шуши, тот владеет Карабахом.” Так вот, Шуши - это горный город, где в 40-градусную летнюю жару можно найти убежище с холодным ветром. Там не обитают змеи (ни лазающие, ни двуногие). Некоторые называют его городом-призраком, но для меня он город-любовь! Эту древнюю и оживленную ауру нельзя описать словами, её можно только почувствовать. Я работала в Шуши год - в Министерстве культуры, молодежи и туризма. Во время перерыва каждый день выходили с коллегами гулять по Шуши, найти, увидеть, получить удовольствие. Взятие Шуши для нас равнялось с победой в Карабахской войне. Это было почти невозможно. Нет, это было действительно невозможно, но мы это сделали. Я тогда не существовала, но когда родилась, думаю, во мне уже было это гордое чувство, что Шуши принадлежит нам. Гордый - это слово, которым именно можно описать Шуши.
Вот с такими мыслями и звуками сирены сидим, пьем чай, играем в нарды. И тут мне опять посылка и очень теплая записка. Признаюсь, когда была ребенком, всегда мечтала получить подарок от Кокс. Тогда не знала, кто такая Кокс (потом поработала 3 года в реабилитационном центре имени К. Кокс). Но подарки Кокс были очень известными. Была коробка, а внутри все, что душа пожелает - игрушки, сладости, разноцветные носочки, блокноты, а еще, самое важное, мечта всех детей - разноцветные ручки, которые пахли фруктами. Когда узнала, что в одном детском центре на новый год детям дарят такие подарки, даже записалась туда, и конкретно в этом году его не дали(( Вот такая была не судьба. Наверное, это моя детская не исполнившаяся мечта. Но в последние дни получила столько посылок от друзей, знакомых и просто добрых людей. Даже неловко. Хочу вам сказать, что вы исполнили мою детскую мечту во время этой войны, которая не исполнялась из-за первой войны. И опять это не достойно вас слово - Спасибо вам!)
29.10.2020

Комментариев нет:

Отправить комментарий