Найдите нас на фейсбуке

четверг, 8 октября 2020 г.

Воспоминания без границ: погром в Баку и резня в Сумгаите 1988

Я армянка, но, к моему великому сожалению, я родилась в Баку, и многие мои друзья даже не знают об этом, так как я всегда гордо говорю, что родилась в Ереване. Я горжусь своими корнями из Нагорного Карабаха, где всегда проводила лето у прадедушки и прабабушки в Мартунинском районе. И сегодня я хочу поделиться воспоминаниями из моего детства, когда 32 года назад, 27- 29 февраля 1988 года, в азербайджанском городе Сумгаит был осуществлен акт геноцида в отношении проживающих там армян!

Было очень страшно, когда в мой день рождения 29 февраля все армяне в Баку были в панике, все взрослые говорили только о резне в Сумгаите! Людей варварски убивали, пытали, не жалея ни стариков, ни детей; насиловали женщин, грабили дома - они заранее знали адреса всех проживающих армян в городе, милиция не предпринимала ничего, все просто молча смотрели, как истребляют армянский народ. Я отчетливо помню, как мама с бабушкой говорили, что заходили в роддома, вырезали рожениц, из окон выбрасывали новорожденных детей, распарывали животы беременным и… не хочу даже писать, что делали с плодом. День рождения 8-летнего ребенка был совсем не детский. В школу, конечно же, меня больше не отправили, но я случайно подслушала, что мальчика армянина из моего класса избили старшеклассники.
Многих семей, в том числе и нашу, вывезли 2-ого марта 1988. Мы улетели в Москву, а папа остался в Баку, чтоб вывести остальных родственников. Я впервые делюсь своими детскими переживаниями с такой широкой аудиторией. По официальной версии было убито 26 армян, как было представлено Горбачевым миру! На самом деле было зверски убито, искалечено, ранено, изнасиловано около 400 человек, многие пропали без вести. После Сумгаита погромы перешли в Баку – в ноябре 1988 случился первый, но самый страшный погром в Баку произошел в январе 1990, когда безнаказанность событий в Сумгаите привела к повторению этих ужасов в Баку.
Вы спросите меня, а почему армяне не выехали за 2 года? А потому что верили в Советскую власть и в партию! Да и легко ли оставить свой дом, город, в котором ты родился, и стать беженцем?
В итоге покалеченных или чудом уцелевших армян, буквально в одночасье лишившихся своих домов, квартир, имущества, здоровья, советские войска вывозили в тапочках и халатах. Азербайджанский народ так увлекся, что пришлось вмешаться Советской Армии.
Жаль, что когда азербайджанцы на каждом углу рассказывают об искаженных событиях в Ходжалу в 1992 году в ВОЕННОЕ время, они забывают добавить про «героев Сумгаита» (именно так простые азербайджанцы нарекли жестоких убийц, грабителей и насильников) в 1988 и о Баку в 1990 гг в МИРНОЕ время в ответ на мирные протесты в Арм ССР и Нагорно-Карабахской Автономной Области!
P.S. к сведению армии недовольных: если мой текст окажется забаненным, то это лишь в очередной раз подтвердит вашу трусость! Легко быть воякой, сидя на диване и вставляя одинаковые комментарии и посты, где придется. Мы знаем каждого нашего героя в лицо, потому что война коснулась каждую семью! А вы продолжайте прятаться за спиной Турции и террористов-наемников!

Комментариев нет:

Отправить комментарий