С утра погода в Степанакерте была отличной. Этот осенний, лёгкий ветерок, такой теплый, грел душу мне и котикам из нашего двора. На некоторое время вышла из убежища, и показалось, что войны вовсе и нет. Но наши соседи, конечно, не дадут получить удовольствие от этой идиллии. Несколько взрывов, и мы снова в норе. У меня была четверка по физкультуре, честно говоря. Если бы моя учительница знала, что я умею так бегать, не испортила бы мне аттестат.
Ситуация и я становимся все более напряженными. Война продолжается, ничего не меняется, мы опустошаемся. Звуки бомб стали нашим плачущим ребенком ночью, а утром – будильником. Последние дни были очень тяжёлыми.
Сегодня разбомбили наш рынок (базар). Ох, как мы его любим. Если спросите меня, то это самое колоритное место в Степанакерте. Заходишь, слева несколько опытных женщин, не скрывая своё мастерство, готовят Женгялов Хац. Самое вкусное в городе.
А слева раньше продавали DVD/CD диски фильмов и мультфильмов. Помню, раньше ходила туда и рассматривала, хотела купить их. Потом со временем как-то обложки на дисках начали обесцвечиваться. Эта была эра компьютера. А дальше стояли большие ведра с солеными овощами. И по центру, самое таинственное, и как иногда казалось, недосягаемое. Этот ряд красивых, импортных фруктов. Они не такие, как другие. Там бананы, яблоки, груши с наклейками. Ни пылинки на них, красиво отсортированные. Всегда думала: Вот, когда вырасту, буду зарабатывать деньги, приду, и куплю бабушке фрукты именно из этого ряда... Жаль, что бабушка не дожила до этого момента, когда я могу себе это позволить… А дальше уже одежда, мясо, и мужчины – играющие в нарды. Там можно было увидеть все оттенки цветов радуги… Так вот, наш любимый базар разбомбили… Не знаю точно чем, говорят – град.
Но самое страшное для меня сегодня было то, что меня вынудили взять отгул от войны. На день, два. Моя сестра находится в Ереване с первых дней войны. С родственниками, но – одна. Поскольку никто из моей семьи не может покинуть свой пост, они решили, что это должна быть я. Момент был такой – никто меня больше не спрашивал. Для всех мои “я хочу остаться” – всего лишь капризы. Но это и вправду не так. На самом деле, война – это период переоценки ценностей, шанс узнать людей. Но, в первую очередь, шанс узнать себя. Я очень многое узнала о себе за последние 35 дней. Мне сегодня предоставили шанс почувствовать себя беженкой на один день. Это неописуемо-ужасное чувство. Вроде прошли опасный момент, впереди безопасность. Но ты никак не хочешь вперед. Как такое может быть? Разве человек не действует инстинктивно? С одной стороны - эта тяга назад, в огонь, а с другой – неясность того места, куда ты направляешься. Куда идти? К кому идти? Не хочется даже утруждать других людей со своей войной… Но машина едет, и никто тебя не спрашивает. Всю жизнь строить, и лишиться этого за миг. Сегодня для меня был худший день с тех пор, как война началась. И это только из-за того, что я не сплю сегодня у нас в подвале…
Я еще продолжу писать о беженстве и расскажу историю из прошлой войны, но сейчас скажу лишь одно: никакая безопасность не заменит мне мой уютный подвал, если над моим домом обитают смерчи противника…
31.10.2020
Комментариев нет:
Отправить комментарий