Когда-то мне рассказывали, что в Армении редко угоняют машины – очень уж трудно скрыть: вот ты угнал машину, выехал из двора, а там уже соседи и прохожие видят и говорят «Вааай, это же машина Гагика! Кто это на ней едет?!»
Не знаю правда ли про машины, но совершенно точно могу свидетельствовать, что вот эти внутрисемейные отношения внутри страны в Армении есть на самом деле. Внутрисемейные отношения не всегда бывают простыми (более того – именно внутрисемейные бывают самыми сложными), но это точно не просто какой-то не имеющий под собой реальность "конструкт". Кроме всяких культурных особенностей и традиций, и известных многим предпосылок: от трудного для земледелия ландшафта до травматической и очень реальной памяти о Геноциде – Армения просто еще действительно маленькая страна.
Когда-то, еще в первый приезд меня поражало: смотрят люди телевизор и про каждого третьего ведущего, министра, музыканта комментируют: «А вот этот племянник соседки Арусяк», «А вот эта с Нуне училась вместе – такая девочка хорошая была!», «Арменчик! моя Бабушка с его дедушкой работали вместе и жили в одном подъезде» ну и так далее. Редчайший случай, даже не помню бывает ли так, чтоб я "зафрендила" кого-то в Армении (даже если это случайное уличное знакомство), с кем у меня не оказалось бы 5-20 общих друзей.
Это влияет и на внутриполитическую жизнь - не только в смысле непотизма и внутриклановой завязанности: просто трудно действовать, когда даже твой враг – это твой брат, пусть троюродный и нелюбимый. (Оттуда же и ценность жизни, которая непривычна даже для условно «либерального» человека из России, не потому, что он не разделяет эту ценность рассудочно, а потому, что таковы защитные механизмы жителя большой страны, где люди часто расходный материал, а о жертвах любых трагедий забывают очень быстро).
Даже меня, наблюдающей непрофессионально, но очень пристально за происходящем в Армении не только тогда, когда эти новости приобретают международное значение, а постоянно – произошедшее за последние дни все равно поразило: почти все внутриполитические распри, шквалы, штурмы, противостояния и претензии самого серьезного толка были действительно поставлены «on hold» - будто их не было вовсе. И даже циникам очевидно без всякого указа сверху: сейчас есть одна задача, сейчас нужно объединиться, сейчас война и все, что разделяет нас не важно – поговорим об этом потом.
Война в Армении привычна. Но она не стала фоном и ее жертвы -- это каждый раз настоящая боль не только для близких. Вы ведь видели кадры несколько дней назад, как телеведущая расплакалась, зачитывая список погибших? Из кадра ее убрали через некоторое время, но звук не выключили.
Под перепостами ежедневных списков всегда комментирует кто-то, кто знал убитых или их родню. И списки эти ужасны: вчера вот эти близнецы 2000 года рождения, а сегодня я узнала, что у погибшего мальчика из списка гражданских лиц был брат, погибшей на войне в Карабахе четыре года назад, в апрельской войне 2016 (которую, уверена, большая часть моих неармянских знакомых даже не заметили).
Я не наивная и не первый год живу на свете, я не специалист по Армении, но считаю, что знаю ее хотя бы на твердую тройку. И несмотря на то, что мне всегда там очень хорошо, мой взгляд – это все равно взгляд извне и я совсем не идеализирую армянское общество. Как и везде там есть куча своих проблем, малоприглядных практик, есть узость, комплексы, зацикленность и так далее, о чем сейчас нет смысла говорить. На все военное в Армении я тоже всегда смотрела извне – милитаризм как таковой один из самых чуждых мне –измов. На каждой войне, чем дальше она разворачивается и кто бы ее ни начал, кровь всегда сопровождается прочей мерзостью: ложью, фейками, провокациями и преступлениями.
Таких топорных фейк-ньюс, как фабрикуют сейчас массово для поддержания власти Алиева – не часто увидишь (я не хочу из перепощивать – от вставленных в дырку в асфальте без пыли и трещин ракет, до каких-то надписей на армянских знаменах, написанных с ошибками и фейерверков в честь взятия сёл, которых никто не взял).
Тем не менее, я хочу сказать, что я вижу (и не скрою некоторого удивления), что Армянская официальная сторона в этой войне в целом не врет своему народу, преступления в Армении очень трудно скрыть, а народ доверяет девушке Шушан (прессекретарю министра обороны) и ждет слов Арцруна, а те, кто еще недавно был в оппозиции Араику (президенту Карабаха, похожего на большого плюшевого мишку в камуфляже) – не могут сдержать своего восхищения его выдержкой и разумными действиями. Разумеется, те, кто привыкли всюду ожидать только ложь – мне не поверят, я бы и сама не поверила, если б не знала.
И честно, как гражданке России, официальный Азербайджан с его лживой риторикой, агрессивной пропагандой, культом мелкого бандита у власти, манипуляциями, привлечением наемников-головорезов и прочее – мне куда привычнее и понятнее, чем ирония, мужество и единение маленькой Армении.
P.S. И чтоб не отвечать на одинаковые комментарии повторю основное 1) Я не знаю решения территориального конфликта 2) Я знаю, что кровью его не решить и каждый день войны уносит жизни в угоду политическим амбициям 3) Я знаю, что эту войну 27 сентября развязали Алиев и Эрдоган 4) Я бесконечно сочувствую, как жертвам и их семьям на стороне армян, так и жертвам-заложникам режима Алиева. И горе их семей для меня равно. Наемникам-террористам мне сочувствовать трудно, но радости от любых убийств испытывать не могу в принципе. 5) Азербайджан-Турция какой день обстреливают гражданское население Карабаха из всего подряд, включая кассетные бомбы, категорически запрещенные по всему миру (есть конвенция о их не использовании, которые несколько стран, включая США и Израиль не подписали, однако запрет на использование их в густонаселенных районах распространяется на всех)
Комментариев нет:
Отправить комментарий